Придумай свой дом

Пространственная структура с различными соотношениями возникает в архитектуре в соответствии с назначением здания и конструктивными возможностями.

Обычные примеры контрастного сопоставления в архитектуре — это контрасты высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых форм, Контрастны могут быть и такие свойства, как замкнутость и раскрытость, тяжесть и легкость. Контрасты цвета (дополнительные цвета, см. § 4.4) и фактуры (гладкое — шероховатое) дополняют сопоставление объемов,

Контраст подчеркивает свойства, форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется за-. метно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большой монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.

Нюансы в отношении между элементами ряда вызывают иную иллюзию. Действительная разница величин крайних элементов ряда кажется совершенно неправдоподобной, ошибка при зрительной оценке составляет до 20 % (рис. 4.22).

Контрастные и нюансовые отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции (рис. 4.23).

Масштаб — это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры сооружения и деталей с чем-то хорошо известным. Архитектурный масштаб — это степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку (рис. 4.24). Отношение человек — здание может рассматриваться в трех аспектах.

Первый аспект, который раскрывает антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры (см. § 2.1), является основным при определении физической величины сооружения.

Второй аспект основан на социально-пространственных параметрах помещений (см. § 3.5) исходя из условий социального общения, взаимодействия людей.

Третий аспект заключается в анализе гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком; для которого создана сооружение.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания, Нередко можно наблюдать, что крупное здание

не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры сооружения и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы сооружения и его членений (рис. 4.25).

Масштаб сооружения задается уже на начальных стадиях разработки плана здания, в котором учитываются функциональные и социальные процессы внутри сооружения. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина сооружения зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведения людей.

Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов.

• Расчлененная форма кажется крупнее нерасчлененной. Это особенно заметно при горизонтальных членениях. Однако размеру этих членений существует предел, так как мелкие членения, использованные в большом количестве, вновь «собирают» форму, превращая ее зрительно в нерасчлененную целостность (рис. 4.26, 4.27).

• Светлая поверхность всегда кажется больше, чем темная, одинаковая с ней по размерам. Одинаковые по размеру темные и светлые элементы, размещенные на. однородной поверхности, будут выглядеть разными: большим будет казаться светлый элемент на темном фоне (рис. 4.28).

• Форма одного и того же размера, расположенная на небольшом поле или в окружении мелких фигур, будет казаться больше такой же формы, но на большом поле в окружении больших фигур (см. рис. 4.23).

• Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им в натуре горизонтальных линий и фигур (рис. 4.29).

• Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся

ниже, чем нерасчлененные формы или формы, расчлененные вертикально (рис. 4.30).

• Формы, в которых преобладают вертикальные размеры, кажутся еще выше при наличии горизонтальных членений, чем нерасчле-ненные формы или вытянутые вверх с вертикальными членениями (рис. 4.31).

Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии — сочетать единство и Многообразие. Цельность —

условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности.

Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой (А : В = а : б). Расположенные рядом или одна на фоне другой, подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установ-

ления соразмерности между крупными частями здания и их деталями.

Последовательный ряд подобных фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на геометрической или арифметической прогрессии. Особые свойства, чрезвычайно существенные для создания системы соразмерности, возникают в геометрической пропорции, если последний член ее приравнять к сумме двух первых: A: B= B: (A + B). Такую пропорцию называют «золотой» или «Золотым сечением».

Золотое сечение выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникшие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер и полученные отрезки гармоничны во всех сочетаниях. В количественном выражении ряд золотого сечения представляется такой последовательностью: 0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,000 ... и т. д.

Отношение любых соседних чисел ряда выражается числом 0,618. Деление отрезка в золотом сечении легко осуществляется графически (рис. 4.32), в то время как весь ряд состоит из иррациональных чисел.

Многие, если не большинство произведений искусства, поражающих нас своей гармонией, имеют внутренние закономерности, основанные на. пропорции золотого сечения, но это, конечно, не единственное условие превращения сооружения в произведение искусства.

4,4. СВЕТ, ЦВЕТ И ПОВЕРХНОСТЬ

Цветовое решение может украсить или испортить впечатление о доме или отдельной комнате. Цвет с древних времен считается могучим фактором эмоционального воздействия. Для того чтобы ориентироваться в цветоведении, надо вспомнить некоторые основные положения современной теории света.

Поверхности, которые поглощают и отражают световые волны любых длин, воспринимаются белыми или черными (или серыми). Поверхности, которые поглощают свет избирательно, называют хроматическими (цветными). Глаз человека может различить до 600 оттенков черного и белого (ахроматический ряд).

Хроматические поверхности различаются по светлоте и цветовому фону. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр, в котором сохраняется постоянная последовательность цветов. Спектральные цвета, расположенные по окружности (с плавными переходами цвета), образуют цветовой круг, в котором человеческий глаз может различать до 180 оттенков (рис. 4.33).

К любому цвету можно подобрать дополнительный, при смешении с которым цветность поверхности теряется и остается только серый фон. Так, к лимонному дополнителен ультрамарин, к красному — зеленый. Применив по незнанию дополнительный цвет при смешении красок, можно испортить всю смесь (рис. 4.34).

При смешении цветов (недополнительных) получаются промежуточные между ними значения: зеленый из желтого и синего; фиолетовый или пурпурный из оттенков красного и синего и т. д.

Все цвета условно делятся на теплые и холодные. Теплые цвета — это красный, желтый и желто-зеленый, которые ассоциируются с цветом огня, накаленных предметов; холодные — от фиолетовых до голубых и зеленых, которые связываются с представлениями о цвете льда, воды, металлов (рис. 4.35).

Окраска помещений в красный и другие теплые насыщенные цвета создает впечатление их затесненности, так как теплота и'

насыщенность скрадывают пространство, а окраска помещений в голубой и другие светлые холодные цвета, наоборот, создает ощущение простора.

Чтобы зрительно сократить слишком длинное и узкое помещение, следует торцевые стены окрашивать в теплые тона и освещать более интенсивно, чем роковые. Потолок, освещенный умеренно и окрашенный в темные теплые тона, зрительно понижает высоту помещения. Потолок и несущие конструкции, окрашенные в светлые тона, кажутся легче, более темные конструкции на фоне светлого фона кажутся тяжелыми.

В комнате с большим количеством естественного света общий цветовой тон тяготеет к теплому. В комнате, выходящей на серую стену, свет получается холодным, если не покрасить элементы интерьера насыщенными теплыми красками.

Если вы хотите точно установить характер света в вашей комнате, можно воспользоваться фотоаппаратом с цветной пленкой. При правильной экспозиции и обработке пленки белые стены будут иметь розоватый оттенок при теплом свете и голубоватый — при холодом.

Для того, чтобы получить комфортный интерьер, следует так подобрать цвета, чтобы они с источником света и отражающими поверхностями создавали в центре помещения теплый, красно-желтый рефлекс. Для этого прежде всего используют теплые цвета, а зеленый, синий и белый применяют реже и в основном рядом с окнами или светильниками.

Светотенью называют градацию перехода от света к тени на трехмерном объеме. Наиболее богаты переходы от света к тени на светлых поверхностях. Светотеневые эффекты выявляют рельеф и фактуру поверхности, трехмерность формы.

Если свет рассеянный и теней нет, рельеф предметов теряется, их форма кажется более плоской. Восприятие формы затрудняется и при слишком интенсивном одностороннем освещении, которое делает резкий контраст между светом и тенью с плохо различимыми оттенками этого перехода. При пасмурном небе с рассеянным светом вертикальные членения почти не заметны, и их мало в народной архитектуре северных районов. Горизонтальные карнизы, полочки, поребрики читаются даже при небольшом выносе и слабой освещенности неба. В южных районах яркое слепящее солнце выравнивает' неровности поверхности и даже круглые формы колонн и столбов воспринимаются плоскими. Для того чтобы повысить объемность восприятия, еще в Древнем Египте на колонны наносили вертикальные насечки — желобки (каннелюры). Они придавали колонне легкость и стройность, создавая богатую светотень.

Свет, направленный из-за объекта, скрадывает пластику поверхности и активно выявляет силуэт сооружения. В условиях слишком слабого или слишком сильного освещения большим декоративным эффектом обладают решетки и прорезные доски, силуэт которых легко читается благодаря разнице освещения поверхности и пространства за ней.

Естественное освещение всегда учитывалось при выборе формы жилых домов в народной архитектуре. Стремление к оптимальному естественному освещению собственного дома вызвало разнообразие конфигураций и приемов группировки жилых домов.

Необходимость смягчить резкий солнечный свет в южных широтах обусловила освещение помещений античного жилища через атриум (центральное помещение с отверстием в покрытии). В римской и византийской архитектуре это помещение превращается в окруженный открытой галереей внутренний двор — перистиль (см. рис. 2.32).

Освещение жилых помещений через озелененный внутренний двор и использование солнцезащитных устройств в виде пергол или больших свесов кровли, затеняющей окна, до сих пор является типичным для народной архитектуры Средней Азии и Кавказа.

Для северных районов, наоборот, характерна большая раскры-тость к солнцу, предпочтительной ориентацией жилых комнат считается восточная и южная. Одним из обязательных требований к группировке зданий становится стремление избежать их взаимного затенения (см. § 3.5).

Искусственное освещение интерьеров становится активным средством пространственной организации помещений, выявления пластики и фактуры поверхностей. Оно может быть равномерным или сосредоточенным, должно соответствовать цветовому решению интерьера, оборудоваться таким образом, чтобы избежать «сле-пимости», возникающей вследствие слишком резких контрастов яркостей в поле зрения.

Естественная смена освещенности и цвета в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного света.

Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения Либо их комбинирования. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом небосвода, для искусственного освещения характерно использование прямого света и света, отраженного от поверхностей стен, потолка. Для выявления пластичных свойств ограждающих поверхностей следует избегать появления резких границ света и тени, «растягивать» градации освещенности.

Скользящий свет проявляет пластику поверхности. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждений по контурам и силуэтам.

Использование естественного освещения может подсказать форму потолков и конфигурацию помещений, искусственное освещение само является средством архитектурной композиции (рис. 4.36).

Пространство, где находятся люди (социальное пространство), обычно освещено ярче. Если освещение равномерное, социальные

функции освещения пропадают; если группа людей находится в освещенном пятне, которое соответствует границам их микропространства, то такое освещение объединяет группу и способствует общению. Местное освещение позволяет лучше сосредоточиться на работе, чем ровное свечение.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >>>