Придумай свой дом

Так, каскад крыш подчеркивает иерархию социальных пространств, раскрывает содержание постройки (рис. 3.41).

С точки зрения экономии материалов стен и энергии на отопление наилучшей формой здания окажется куб или даже шар (обладающий наименьшей площадью поверхности при том же объеме), но с точки зрения социальной комфортности разнообразные формы помещений, в том числе узкие блоки шириной 3,6 м, криволинейные коридоры, отдельные башни в 3... 4 этажа, террасы в разных уровнях, навесы, галереи, создают более комфортную среду и предпочтительнее.

Перенаселенность и теснота жилища создают психологический и социальный дискомфорт. Казалось бы, эта проблема решается простым увеличением полезной площади, но это — экстенсивный путь развития, связанный с увеличением стоимости и расхода ресурсов. Ключевыми признаками тесноты являются вынужденная близость и взаимозависимость, когда нельзя остаться наедине или пройтись по дому, не потревожив соседей. Для того чтобы умень-

шить этот эффект, здание делают сложной формы. При сложной конфигурации плана увеличивается число переходных пространств от одной комнаты к другой, чем достигается впечатление просторности (рис. 3.42).

С другой стороны, ориентироваться в напутанном доме трудно не только гостям, но и самим жителям. Коммуникационные помещения (коридоры, холлы, лестница, антресоль) должны иметь ясную и понятную структуру.

Дифференциация высоты потолков различных помещений — феномен, с которым мы обязательно столкнемся в старинной постройке. В современном строительстве об этом приеме почти забыли, в то время как для такого решения есть ряд обоснований.

Высота потолка зависит от длины и ширины комнаты, т. е. общих пропорций помещения. Во многих исследованиях и рекомендациях приводятся данные о пропорциях, которых следует придерживаться. Например, А. Палладио (выдающийся зодчий эпохи Возрождения в Италии) утверждал, что оптимальная высота должна быть среднеарифметической между длиной и шириной комнаты. В традиционной японской архитектуре минимальную высоту потолка, принятую за 186 см, увеличивают в зависимости от площади пола примерно на 10 см при добавлении еще одного татами (т. е. при увеличении площади пола на каждые 2 м2 высота помещения прибавляется на 10 см). Социальное пространство окружает группу людей, как воздушный шар или пузырь воздуха (рис. 3.43, 3.44). Его высота равна приблизительно дистанции между собеседниками. Чем больше группа людей (7...12 человек), тем больше диаметр и высота социального пространства. Низкий потолок способствует интимной, а высокий — формальной атмосфере общения. В спальне устраивают полог, а в деловых кабинетах устраивают высокие (3... 4 и даже, 5 м) потолки (рис. 3.45, 3.46).

Высота потолка зависит от климата и культурных особенностей. Нельзя однозначно рекомендовать высоту помещений исходя только из социальных, эстетических или гигиенических соображений. Для создания уютных помещений важно иметь комнаты с различной высотой потолка. В общественных помещениях, где собираются 10...12 человек, высота потолка принимается в среднем 3... 4 м. в гостиных — 2,4...2,8 м, в спальных комнатах и альковах—1,8... 2,1 м. Для разнообразия интерьера важно подчеркнуть разницу высот в смежных помещениях (рис. 3.47).

Форма потолка бывает плоской, уступчатой, выгнутой в зависимости, от конструкции перекрытия и исходя из решения интерьера. Куполообразные и сводчатые перекрытия больше отвечают форме социального пространства и легко выполнимы в монолитной технике (подъем свода при этом составляет около 20 % пролета). Уступчатые потолки сооружаются за счет палатей и антресолей при плоском перекрытии и неизменной высоте этажа.

Модернизация комплекса, состоящего из группы объединенных домов или одного здания, происходит чаще, чем, индивидуального дома, но при этом обходится дешевле, так как имеются большие внутренние резервы для перепланировок. Следует избегать решений, не допускающих изменения и пристройки.

Совместное проживание в таком комплексе может доставить истинное удовольствие, но по тем или иным причинам люди иногда вынуждены переезжать. В этом случае для поддержания сложившегося микроклимата нужно тщательно подбирать будущих соседей.

Глава 4

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ

Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жилище. Стремление к красоте, содержательность, способность воспринимать и оценивать прекрасное свойственно людям.

У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образованностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием (рис. 4.1).

В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель сможет на глаз определить не только технические достижения строителей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержа-

тельность облика определяют в конечном счете и ценность постройки и эффективность затрат.

Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Красота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнообразию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармонии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной композиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритмическая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмоции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовленностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения.

Использовать все средства архитектурной выразительности в построении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую музыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пестроту или безликость.

Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, насколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с другой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде.

В этой главе затронуты те качества постройки, которые определяют ее художественный облик: архитектурная композиция, единство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы.

4,1. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство. Архитектурная композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается про-

странство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, — одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.

Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами конструктивного и технического назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.

Любое сооружение имеет три измерения: длину, высоту, ширину. Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.

Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции: высотный дом — при преобладании высоты, протяженный дом — при преобладании длины; плоский дом — при преобладании ширины. Такие признаки композиции, как фронтальность, пространственность, объемность, положены в основу классификации объемно-пространственной композиции зданий.

• Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах — ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.

Выявление фронтальной поверхности осуществляется с помощью различных средств выразительности: членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными; выступающими, заглубленными элементами), которые подчеркивают форму поверхности; сопостав-

лением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера); фактурой и цветом.

С помощью этих средств выявляется форма и строится композиция поверхности. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера — плоскостности или криволинейности, сочетания того и другого.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник (рис. 4.2, а). Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу — наклона вперед (рис. 4.2, б—в).

Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается (рис. 4.3). При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться.

Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив допол-нйтельное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов) (рис. 4.4).

Рассмотрим методы, с помощью которых выявляется композиционное единство поверхности — художественное качество, необходимое любой композиции. Существует два основных способа: пер-вый—это заполнить заданную поверхность равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней или блоков — руст, применение облицовочного кирпича); второй— это членить плоскость, на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и повороты) (рис. 4.5).

Следует заметить, что членение поверхности только в одном направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные — обращают внимание на верх и низ плоскости.

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения: поверхности и проемов, соподчинение по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

• Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке — пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции—основная задача проектирования.

Форма может иметь следующие особенности: преобладание горизонтальной, вертикальной или глубинной координаты; очертания, силуэт сложный или простой. Плоскости стен, формирующие объем, могут быть прямые, наклонные, криволинейные; вертикальные и др.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства: членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями; сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только одной из его сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его

стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней (рис. 4.6). Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствуют выявлению формы, так как становится частично видна конфигурация плана или крыши (рис. 4.7).

Большое значение имеет дистанция восприятия. При близких точках видимые стороны воспринимаются в сильном ракурсе и дают ясное представление об объеме (включая очень близкие точки, при которых целостное восприятие формы невозможно). По мере удаления точки зрения ракурс восприятия уменьшается, верхние и нижние грани приближаются к горизонтальному положению, объемность уменьшается. Оптимальная дистанция восприятия объекта в целом — две с половиной — три высоты сооружения.

Впечатление объемности усиливается неравномерным освещением боковых сторон, раскрытием внутреннего объема, членением поверхности, контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией. Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии' в целом.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >>>