Большая книга домашнего умельца

Бели же по каким-либо причинам необходимо полностью избежать контакта с водой, старое покрытие можно удалить с помощью технического фена, циклевки или шлифования.

Удаление старых покрытий циклевкой или шлифованием — работа довольно трудоемкая. Эти способы непригодны для удаления покрытий с фанерованных поверхностей, так как вместе с лаком можно случайно повредить и слой шпона.

УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ НА МЕБЕЛИ

(!легка увлажняют реставрируемое место смоченной в воде кисточкой или губкой. С помощью тонкого шпателя из твердого дерева заделывают углубления древесной пастой соответствующего цвета. При этом пасту наносят в таком количестве, чтобы она слегка выступала на поверхности дерева (при сушке она даст усадку). Чтобы получить желаемый тон, различные пасты смешивают друг с другом.

Глубокие и большие по площади вмятины или сколы заделывают пастой в два-три приема, давая ей после каждого нанесения на поверхность высохнуть. Обрабатывают реставрируемое место шлифовальной шкуркой или подушечкой, совершая ею движения в направлении расположения волокон древесины. Затем очищают поверхность от пыли.

Древесная паста хорошо поддается обработке: ее можно шлифовать, пилить, сверлить, строгать, а также грунтовать и покрывать лаком. Она годится для устранения дефектов

не только на мебели, но и на паркете. Если предполагается окрашивание, следует использовать пасту, по оттенку соответствующую морилке.

ПОТЕРТОСТИ НА ЛАКИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЕ

Их легко убрать, применив карандаш для ретуширования и шлифовальную подушечку. Ретушируют дефектное место специальным карандашом соответствующего цвета. Возможные легкие наплывы ретуши осторожно разглаживают шлифовальной подушечкой, не затрагивая при этом слой лака.

ПОТЕРТОСТИ НА ОБРАБОТАННОЙ МЕБЕЛЬНЫМ МАСЛОМ СВЕТЛОЙ ДРЕВЕСИНЕ

Чтобы убрать такие потертости, необходимы густой масляный состав, губка, кусок льняного полотна и шлифовальный холст. Удаляют шлифовальным холстом возможные следы загрязнения на дефектном месте, совершая движения вдоль волокон. Пропитывают древесину с помощью губки, смоченной в масляном составе. Дают выдержку в течение 5—6 мин и снимают излишки масла куском льняного полотна. При необходимости этот процесс повторяют.

ТОНЧАЙШИЕ ЦАРАПИНЫ НА ОБРАБОТАННОЙ МЕБЕЛЬНЫМ МАСЛОМ ДРЕВЕСИНЕ

Чтобы удалить царапины с поверхности древесины, потребуются: густой масляный состав, губка, кисточка, шлифовальная подушечка.

Слегка обмакивают губку или кисточку в масляный состав. 11аносят его на царапину и дают высохнуть. Возможные неровности устраняют шлифовальной подушечкой, работая ею вдоль волокон. Чтобы не оставить на поверхности следов от шлифования, сильно налегать на подушечку не следует.

ВИННЫЕ ПЯТНА НА ОБРАБОТАННОЙ МЕБЕЛЬНЫМ МАСЛОМ ДРЕВЕСИНЕ

/ (ля их удаления используют: густой масляный состав, губку, шлифовальную подушечку, кусок льняного полотна. Удаляют пятно с древесины, шлифуя поверхность вдоль волокон. ()6ильно пропитывают маслом зашлифованное место и дают выдержку в течение 56 мин. Затем снимают излишки масла куском льняного полотна. При необходимости повторяют.

ТОНКИЕ ЦАРАПИНЫ НА ЛАКИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЕ

I (арапины заделывают восковой замазкой (цвет ее должен быть несколько темнее древесины), пользуясь шпателем из пластика или твердого дерева (удобнее работать со слегка подогретой замазкой). Снимают шпателем излишки замазки. Затем обрабатывают реставрируемое место мягкой тканью, чтобы удалить последние следы обработки.

ТОНКИЕ ЦАРАПИНЫ НА ПОКРЫТОЙ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ СЛОЯМИ ЛАКА ПОВЕРХНОСТИ

Гонкие царапины на покрытой нитролаком или шеллаком поверхности удаляют специальной мебельной политурой.

С помощью мягкой ткани ее наносят на обрабатываемую поверхность вдоль волокон. Политура слегка растворяет лак, сглаживая тонкие царапины. Через несколько минут поверхность еще раз натирают мягкой тканью, пока она не заблестит.

Текстуры дерева

Для декоративных работ используются многие древесные породы, каждой из которых присущи свои цвет, строение и текстура. Текстура дерева бывает простой и сложной, замысловатой и даже причудливой, с мелко- или крупноштриховым рисунком, выраженным по-разному. Некоторые сорта дерева при распиловке вдоль или под разными углами дают различные рисунки.

ДЕКОРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ДРЕВЕСИНЫ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД

АКАЦИЯ

Древесина желтовато-золотистая или оливковая. Трудно обрабатывается. Хорошо отделывается. Применяется для мозаичных и токарных работ, мелкой резьбы и инкрустации.

БЕРЕЗА

Древесина светлого шелковистого цвета, однородная по строению. Хорошо гнется и обрабатывается. Хорошо окрашивается и отделывается. Особо ценится за красивый рисунок древесина карельской березы.

Прекрасно подходит для резьбы, токарных и наборных работ, выжигания, раскраски, имитации текстуры других пород. Карельская береза применяется для изготовления художественной мебели.

ОРЕХ

) (ревесина имеет большое разнообразие рисунков и целую гамму цветовых оттенков — от светлых зеленовато-серых до тем-пых красновато-коричневых. Древесина очень равномерной плотности. Легко и хорошо обрабатывается и отделывается.

Используется для наборных и инкрустационных работ и изготовления музыкальных инструментов.

ДУБ

Древесина однородная, стойкая к гниению. Цвет от светло-желтого до коричневого. Красивый рисунок текстуры, особенно радиального разреза. Хорошо окрашивается и отделывается.

Используется для резьбы, токарных и наборных работ, инкрустации; мореный (черный) дуб — для мозаичных работ.

ЯСЕНЬ

Цвет — от светло-желтого до розовато-коричневого. Древесина ясеня чем-то похожа на древесину дуба. Применяется для токарных и наборных работ.

КЛЕН

Древесина светлая, иногда золотисто-белого или розового цвета. По внешнему виду похожа на древесину березы, но

тверже и прочнее. Мало коробится и усыхает. Почти не трескается. Легко обрабатывается, окрашивается и отделывается. Особо ценится древесина с атласным блеском, свилеватая, в виде мелких, редко разбросанных завитков (глазков), известная под названием «птичий глаз».

Широко используется для резных и токарных изделий, инкрустации и наборных работ; «птичий глаз» — для высокохудожественной мебели.

ГРУША

Древесина розовато-светло-коричневого и красно-желтого однородного цвета, очень плотная, однородная и твердая, не трескается и не коробится. Хорошо обрабатывается, отделывается, пригодна для имитации черного дерева.

Применяется для тонкой художественной резьбы, токарных, наборных и мозаичных работ.

БУК

Древесина имеет красивый рисунок, цвет от розовато-желтого до красновато-бурого с разнообразием оттенков. С богатой палитрой штрихов (от сердцевинных лучей). Хорошо обрабатывается, окрашивается (подходит для имитации древесины других пород) и отделывается; пластичная, хорошо гнется и поддается тиснению.

Подходит для токарных, резных и наборных работ, изготовления гнутой мебели.

ЛИПА

Древесина мягкая, однородная с незаметными слоями, очень светлая (почти белого цвета), с шелковистым бле-

ском. Легко обрабатывается, окрашивается, имитируя орех, красное и черное дерево, и отделывается.

Применяется для выжигания, токарных, резных и других художественных работ.

ОЛЬХА

У белой ольхи древесина светлая, как у березы, у черной — серо-розовая с оранжевым оттенком. Хорошо обрабатывается, окрашивается (имитируя текстуру ореха, красного и черного дерева) и отделывается.

Используется для токарных работ, выжигания.

ТОПОЛЬ СЕРЕБРИСТЫЙ

Древесина светлая, одноцветная. Хорошо отделывается.

Часто применяется для изготовления художественной и резной мебели.

Подготовка к реставрации

Если мебель находилась на чердаке, в сарае или в таком месте, где возможны резкие перепады температуры и влажности, то ее необходимо некоторое время выдержать в комнатных условиях, иначе трещины и расколы, появившиеся в результате усушки древесины, сведут на нет все усилия.

Для качественного проведения дезинфекции, укрепления древесины, поврежденной грибками и насекомыми, а также для восстановления облицовочного слоя и декоративной отделки предмета мебели производят его частичную или полную разборку. Сначала снимают части, не имеющие жесткой связи с каркасом, затем фурнитуру. Далее

аккуратно удаляют декоративные детали, например пилястры и карнизы. Корпусную мебель обычно в домашних условиях разбирать нет необходимости.

Разборку стульев, кресел, диванов, в которых обычно ослаблены шиповые соединения, проводят с помощью деревянных клиньев, а в необходимых случаях — используя долота и стамески. Первым делом всегда удаляют гвозди, шурупы, остатки клея. Если залить в трещину клеевого шва немного этилового спирта, то через несколько минут можно без особого труда разнять такое соединение.

Старое отделочное покрытие удаляют, когда оно затрудняет подбор материала для восполнения утрат, не соответствует первоначальному покрытию или сильно испорчено. Снимают старые покрытия смывками, растворителями или с помощью ручного шлифования. Шлифованию подвергают лишь шелушащиеся и потрескавшиеся покрытия, так как при такой обработке снимается патина.

Циклевание же в реставрационных работах почти не применяется из-за неизбежного нарушения целости поверхностного слоя древесины.

РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

При восстановлении отдельных элементов конструкции соблюдаются некоторые общие правила. Укрепляются главным образом шиповые соединения, далее заделываются трещины в массиве, поверхностные повреждения, и после этого восполняются утраченные элементы предмета мебели.

Если мебель разобрана, то каждый элемент реставрируется отдельно, и только после восстановления всех отдельных элементов предмет собирается в одно целое. В основном

отделка также производится отдельно. Большинство декоративных элементов — карнизы, пилястры, раскладки и т. п. — обычно снимают перед основным ремонтом и работают с ними по очереди.

РЕСТАВРАЦИЯ МЕБЕЛИ ИЗ МАССИВА ДЕРЕВА

Реставрационные работы включают в себя следующие этапы: предварительное исследование; сушку (выдержку) предмета перед реставрацией; разборку (если это необходимо); дезинфекцию и выдержку после дезинфекции; укрепление древесины и ее выдержку; удаление непригодных отделочных покрытий с необходимой выдержкой; реставрацию конструктивных, а также декоративных элементов и фурнитуры; реставрацию отделочных покрытий и мягких элементов; сборку (полный монтаж); окончательную отделку; ретушь. Конечно, в процессе реставрационных работ в каждом конкретном случае доминирует какой-либо из перечисленных этапов, так как предметы мебели имеют разные состояние, отделку, стиль и др. Вкратце остановимся на самых существенных моментах реставрации, которую можно провести в домашних условиях.

Предварительный осмотр мебели, подлежащей реставрации, должен поставить точный диагноз ее состояния и назначить лечение — профилактические мероприятия, проведение которых приостановит разрушение мебели, укрепит ее и придаст мебели первоначальный вид.

Причины, вследствие которых мебель получает те или иные дефекты и повреждения, следующие:

— неблагоприятные условия эксплуатации и хранения;

— невысокое качество материалов или неквалифицированное изготовление предмета;

— естественное старение материалов и их износ в процессе эксплуатации;

— непрофессионально проведенная предыдущая реставрация.

При визуальном осмотре предмета, удалив с него пыль мягкой тканью, выявляют прежде всего повреждения дерева насекомыми, а также гниль и плесень. Далее обращают внимание на целостность конструкции в целом, т. е. определяют состояние шиповых соединений, направляющих брусков, выдвижных ящиков, также отсутствие отдельных элементов или частей, утери декоративных элементов (маркетри, резьбы, инкрустации, фурнитуры). После этого устанавливают зрительно природу лакокрасочного покрытия, состояние облицовочного слоя, а также реставрировалась ли в прошлом вещь. В результате осмотра намечается поэтапность реставрационных работ и принимается решение о средствах и способах реставрации.

РАЗБОРКА МЕБЕЛИ

Обычно ремонтные работы включают в себя ремонт нескольких или всех деталей предмета мебели. Для начала определите, как детали соединены между собой. Если использовался клей, необходимо рассоединить клеевое соединение. Начните с тех способов, которые не должны повредить деталь. Многие антикварные образцы мебели были собраны с использованием животных мездровых клеев, поэтому можно легко разобрать соединение, распарив его. Для современных клеевых соединений подходит метиловый спирт.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРА

Животный мездровый клей часто использовался мебельными мастерами прошлого. Его основной недостаток — тенденция клея размягчаться при воздействии на него влаги и тепла — очень удобен для реставраторов мебели. Чтобы демонтировать соединение, которое было скреплено мездровым клеем, хорошенько распарьте его. Необходимо максимально освободить соединение от закрывающих его деталей для лучшего проникновения пара. Для распаривания подойдет электрический чайник (без автоматического отключения при закипании), в носик которого вставляется и уплотняется резиновый шланг. Как только пар начинает выходить из шланга, направьте конец шланга на соединение и подержите несколько минут. Затем аккуратно разберите вручную, с помощью киянки или струбцины.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТИЛОВОГО СПИРТА

Бели пар не в состоянии достаточно размягчить клей, соединение, возможно, сделано с использованием современных клеевых смесей. Заполните шприц метиловым спиртом и обработайте швы. Избегайте попадания жидкости на поверхность мебели, так как метиловый спирт может повредить отделку. Дайте спирту впитаться в течение нескольких минут, затем разберите соединения.

РАЗБОРКА ПРИ ПОМОЩИ КЛИНЬЕВ И РЫЧАГОВ

Бели при разборке возникает необходимость снять заднюю стенку шкафа, используйте деревянные клинья. Вставьте клин в соединение между задней стенкой и каркасом,

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 >>>