Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Заточка и правка инструмента

Режущий инструмент в процессе работы с деревом затупляется. Тупой инструмент крошит древесину, мнет. Заточенное до необходимой остроты лезвие инструмента придает чистоту резному изделию.

1. Заточка. Самой быстрой и удобной считается заточка и заправка инструмента на электроточиле. Удобно электроточило, на валу электродвигателя которого можно устанавливать сменные абразивные и доводочные круги -каучуковые с абразивом и войлочные. ,

2. Заточка и правка вручную. Возможна заточка и правка инструмента вручную, для этого необходимо иметь набор простыл и профилированных брусков различной твердости и зернистости. Для удобства и быстроты заточки и правки используют ручное точило. Инструменты затачивают вначале на крупнозернистом бруске, потом на мелкозернистом, выправляют на оселке, микрокорундовом камне, кожаном ремне с пастой ГОИ.

Брусок перед точением инструмента следует смочить водой или машинным маслом.

Изготовление ручек и черенков

Все инструменты, которые применяются при резьбе, должны иметь удобную для работы ручку. Наиболее удобна овальная и круглая форма, но на такой ручке нужно снять небольшие грани с двух сторон.

1. Черенки инструмента необходимо делать разными по форме, размеру, цвету. При подборе по руке учитыва-

гот длину полотна стамески, ее профиль, угол захода резца в дерево.

2.  Ручки делают из пластмассы, фанеры, древесины, быстро и удобно изготавливать ручки из дерева. Применяются прочные, не поддающиеся раскалыванию породы (бук, береза, клен).

3.  Крупные ручки точат на токарном станке - они плотно лежат в руке. Для вспомогательных инструментов можно сделать удобные ручки на свой вкус.

Рабочее место резчика по дереву

Организация рабочего места резчика - это создание минимум неудобств для членов семьи, соседей; максимум условий для самого мастера.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, температура воздуха и влажность постоянными.

Z. Для изготовления мелких резных изделий используют обычный стол с приспособлениями или стол-верстак. Конструкция верстака может быть произвольной, для удобства работу выполняют сидя на высоком табурете.

3.  Для закрепления заготовок используют разные приспособления и зажимы: струбцины, державки, упоры.

4.  Выпиловочный станок. Резчики, которые увлекаются прорезной резьбой, должны иметь выпиловочный станок, в мастерской необходима колода (при пользовании топором).

5. Техника безопасности. При организации рабочего места все должно быть под рукой, отвечать технике безопасности. После использования того или иного инструмента необходимо воткнуть его в сухую пробку, это предохранит его от ржавления и поломок заостренных концов ножей.

Подготовка основы для резьбы и порядок работы

1. Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы - липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-

за выраженной текстуры древесины и различной твердости годичных слоев.

2.  Обработка основы. Однородную, без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать.

3.  Чтобы получить блестяхцую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используют простые, широко распространенные красители - тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее, - поверхность оставляют матовой, или покрывают светлым лаком и полируют.

4.  Закрепление заготовки. Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстака или с помощью державок. Державки - это строганые дощечки, прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку.

Две стадии работы - надрезание и подрезание.

1. Надрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание.

2.  Подрезание. Затем идет подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа

выходит трехгранная деревянная полоска - "соломка". Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку- Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным углом, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. Этот прием используется не только в контурной, но и в более сложной - рельефной резьбе.

3. Как отделить соломку. Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево.

4.  Контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, "наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

5. Завитки. Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с не-

большим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1-1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение продолжается до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание.

6. Окружности. Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°).

7.  Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.

8.  Положение резчика при резьбе. Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее надо вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать -резать в любом направлении без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит в этом положении больше свободы движения.

В контурной резьбе плавность, непрерывность линии - одно из условии художественного исполнения узора.

Виды резьбы

I.  Плоскорельефная резьба

1)  Резьба с заоваленными контурами

2)  Заоваленная резьба с подушечным фоном

3)  Заоваленная резьба с подобранным фоном

II.  Плосковыемчатая резьба

1)  Контурная

2)  Геометрическая

III.  Рельефная (объемная) резьба

IV.  Прорезная (ажурная) резьба

1)  Накладная

2)  Сквозная

1. Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба - резьба с выбранным фоном. Основной рисунок - невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности, она является переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Плоскорельефная резьба получила свое название оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой По контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возможность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных. Техника работы непростая, требует определенного опыта и мастерства, наличия разного инструмента.

2. Подвиды плоско-рельефной

резьбы

Резьба с заоваленными контурами (иногда называют резьбой с завальными контурами). Это самый простой подвид плоскорельефной резьбьь Со стороны орнамента контурная линия закругляется более круто, а со стороны фона - более полого. Это даёт интересную игру светотени.

Заоваленнал резьба с подушечным фоном - то же

самое, что предыдущая резьба, но фон нигде не остается плоским, он же бывает ниже уровня плоскости орнамента.

Заоваленная резьба с подобранным фоном - контуры орнамента такой резьбы заовалены (закруглены), а фон выбран так, что орнамент кажется наложеным на плоскость. Для контраста фон чеканится.

3. Плосковыемчатая резьба

Выемчатая резьба имеет разновидности: плоско-выемчатая резьба, когда орнамент углубляется в толигу заготовки незначительно, фон остается плоским, нетронутым; углубленная резьба - орнамент остается на начальном уровне, фон углубляется в толшу заготовки. За счет такой резьбы создаются сложные орнаменты, компози-

1П1И.

4. Контурная резьба

Контурная резьба - включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией-выемкой резко выражена. Чаще всего это бывают: фигуры животных, растительные мотивы. Узор в контурной резьбе передается углубленными линиями. Ширина и глубина этих линий чаще остается одинаковой на всем протяжении рисунка, но может и меняться. На первый взгляд резьба кажется простой, но выполнить ее можно, лишь освоив ряд приемов i еометрической резьбы.

Чтобы усилить выразительность контурной

резьбы, изделия тонируют в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко.

Резьба по черному фону. Редкая выставка самодеятельного художественного творчества обходится без резьбы по черному фону, или, как чаще говорят, по черному лаку. Художника здесь привлекает то, что сразу виден результат работы. Была черная блестящая поверхность, и вдруг от легкого движения резцом засверкала чистая белая

линия, за ней - другая, и так шаг за шагом оживает вся композиция.

Правда, в этом виде работ самодеятельные мастера нередко выбирают сюжеты, не соответствующие стилю контурных узоров. Встречаются, например, вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы.

Чтобы предостеречь самодеятельных художников

от подражания линогравюре, чтобы они могли почувствовать красоту этой резьбы, предлагается искать сюжеты не в репродукциях с живописных полотен, гравюр и тем более не в фотографиях, а о специальных изданиях - иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в книгах по искусству орнамента.

Основой контурной резьбы служат углубленные линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Наиболее проста в исполнении и в то же время выразительна резьба, выполненная косым ножом и полукруглыми стамесками.

5. Геометрическая резьба

Изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях, выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. Геометрические орнаменты при определенном освещении хорошо украшают изделия.

1. Самые простые элементы геометрической резьбы - двухгранные выемки прямоугольной или прямолинейной формы, равной глубины и ширины. Распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки, поэтому геометрическую резьбу называют клинорезной или трехгранно-выемчатой.

2.  К разновидностям геометрической резьбы относятся скобчатая резьба, которая выполняется круглой стамеской.

3.  Самый простой элемент скобчатой резьбы -

скобка, делается в два приема, что быстрее, чем в выемчатой резьбе.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>