Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Капы и наплывы дают сплошной рисунок из перепуганных линий и пятен. Это наиболее ценный материал для сюжетных наборов.

Изменение цвета древесины

Крашение - изменение цвета фона, усиление или ослабление его естественного тона, а также имитация одной породы под другую. При крашении используются различные красители. Водорастворимые красители бывают: анилиновые и протравные.

Анилиновые красители красят в цвет красящего раствора. Действие протравных красителей основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.

Водорастворимыми красителями окрашивают вручную, окунанием, распылителем, вальцами. После окрашивания Заготовки сушат в условиях цеха или в сушильной камере. Различают естественные и искусственные красители.

Естественные красители: отвар коры дуба, отвар шелухи лука, настой кофе и чая, отвар перепонок грецких орехов.

Искусственные красители: водные и спиртовые морилки. Наносят морилку в несколько слоев, каждый слой наносят после высыхания предыдущего.

Морилка глубоко проникает в сырую древесину и усиливает текстуру, цвет. Отдельно взятый вид древесины по разному воспринимает морение.

Длл мозаичных работ необходимо правильно выбрать древесину с текстурой, определенного цвета и блеска Используя богатство оттенков каждой породы древесины, мозаичник может создавать наборы любого цвета.

Классификация пород древесины по

цвету

Белый............................. береза, клен, осина, липа, граб, ель,

пихта

Серый .............................грецкий орех, хурма, ясень, белая

акация (ядро)

Черный...........................эбэновое дерево, макасар

Коричневый светлый.....орех, каштан, карагач, дуб, груша

Коричневый темный.......орех, палисандр, абрикос, тик

Красный.......................... маклюра, падук, махагони, ольха

Красно-фиолетовый........амарант

Бурый.............................дуб, карагач, лиственница, кедр,

орех, тис, бук, махагони

Розовый..........................груша, бук, ольха, чинара, яблоня

Желтый..........................лимонное дерево, самшит, белая

акация (заболонь), карельская береза, сосна

Цветовое решение. Цвета разных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, создавая цветовую гамму. Цветовое решение мозаики - это художественное содержание набора. Для цветовой гармонии руководствуются законами цветоведения, свойствами цветов, и их сочетанием

Свойства цветов. Кажущееся удаление цветовой поверхности от зрителя, или приближение; слияние цветов на расстоянии; влияние цвета на кажущееся увеличение или уменьшение размеров детали; изменение цвета при искусственном освещении; ощущение тепла и холода. В работе мозаичнику помогает умелое использование закона хроматического контраста. Чтобы понять закон, необходимо знать, что все цвета разделяются на 2 группы: ахроматические (черный, белый, серый цвет); хроматические - все оттенки спектра.

Сущность закона хроматического

контраста

1.  Цвета взаимно влияют друг на друга - поэтому восприятие цветового объекта зависит от окружения, в котором он находится.

2.  Противоположные цвета спектра наиболее контрастны по отношению друг к другу, помещенные рядом, они усиливают яркость и насыщенность.

3.  При соседстве двух близких по тону цветов, насыщенность обоих цветов уменьшается.

4.  Ахроматический тон на цветовом фоне приобретает цветной оттенок.

Цвет и текстура древесины не постоянны. Цвет со временем меняется. Меняется цвет и под слоем лака. Текстура древесины под лаком становится ярче. Смочив шпон водой, можно определить, как он будет выглядеть под лаком.

Блеск древесины - направленное отражение светового потока. Степень блеска зависит от породы, плоскости

разреза, наличия сердцевинных лучей.

Характер блеска древесины у разных пород неодинаков: полуматовым (сатиновым) блеском обладает древесина бука, дуба, граба, тополя, березы, яблони, груши, липы: шелко-вистым - чинара, кедра, клена; муаровым -береза, серый клен, лавровишня и др. У некоторых пород бывает искристый блеск (отдельные блестящие точки).

Блеск и цвет древесины зависят не только от ее природных свойств, но и от условий освещения, что называют светоотражением древесины.

Светоотражение. Под светоотражением древесины подразумевают способность к изменению оттенков в зависимости от утла падения светового луча по отношению к направлению волокон и месту расположения зрителя. При поворачивании поверхности древесины по отношению к источнику света или при перемещении зрителя наблюдаются переливы светотени: матовые места становятся блестящими, темные - светлыми, и наоборот, а цвет древесины меняет оттенок, приобретая золотистый или серебристый отлив.

Светотеневые переливы - ценное декоративное качество древесины, позволяющее обогатить ее текстуру "при создании мозаичных наборов типа паркета. 3>го свойство древесины нужно учитывать при выполнении сюжетных композиций и портретов.

Отбеливание - обработка древесины отбеливающими средствами (перекись водорода, цианистая и щавелевая кислоты), с целью получения чистых и ярких тонов, осветления цветового тона древесины. В зависимости от желаемого отбеливающего эффекта перекись водорода разбавляют водой в соотношении 1:1. Деревянные поверхности предварительно необходимо хорошо просушить.

Наибольший эффект достигается при применении высокой концентрации перекиси водорода.

При отбеливании небольших поверхностей в перекись водорода добавляют нашатырный спирт.

При отбеливании больших поверхностей: вначале наносят раствор перекиси водорода и поверх нее щёлочь. Нашатырный спирт применять не стоит, если планируется в дальнейшем нанесение лака. Отбеливающая морилка

-  смесь перекиси водорода и морилки.

Щавелевая кислота применяется для осветления дуба. Раствор наносят в горячем виде, затем древесшгу промывают водой, чтобы убрать остатки кислоты. Отбеливание будет качественным, если вначале провести обессмолива-ние посредством поташа.

Цианистая кислота - отбеливающее средство глубокого действия, отбеливание выполняют на изделиях пропитанных клеем.

Обжиг - процесс обработки древесины пламенем газового резака, паяльной лампы. Для того, чтобы древесина не трескалась и не коробилась, поверхность обрабатывают неразбавленной соляной кислотой, или огнеупорной солью. Древесину обжигают, чтобы получить темный фон для достижения объемного эффекта. Самый простой способ обжига - в горячем песке.

Техника безопасности. Работу связанную с изменением цвета древесины, следует проводить соблюдая правила техники безопасности:

-  Помещение должно оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией, водопроводом.

-  Протравы хранятся в закрытой темной посуде.

-  Иметь индивидуальные средства защиты (резиновые перчатки, фартуки, пинцеты, защитные очки, респираторы).

Инструменты и приспособления для мозаичных работ

Для выполнен! 1л мозаичных работ необходим специальный инструмент. Все инструменты должны быть качественными, чтобы выполнить работу разной сложности. Инструменты делают из хорошей стали, чтобы они были удобные, легкие, остро заточенные. Тупой инструмент портит дерево, мозаика выглядит небрежной. Легким инструментом легко работать, рисунок получается точным и красивым. По качеству выполняемой работы можно определить не только умение мастера, но чем и как она выполняется.

1.  Плоский нож-резак с лезвием в виде косяка.

2.  Нож со сменными резцами.

3. Двойной нож-резак.

4.  Резак-циркуль.

5.  Лобзик с пилками.

6. Деревянный притирочный молоток.

Резак. Желательно, чтобы резак был достаточно широкий - 30 мм. Изготовить его можно из полотна механической пилы для металла, или из опасной бритвы. На первых порах нож-резак может заменить обычный перочинный нож. Для ручки берут брусочки из древесины груши, березы, клена, тщательно шлифуют и покрывают лаком. Дая нарезания полосок - штапиков удобно использовать двойной нож-резак. Как вспомогательный инструмент используют нож-пилку с ручкой-колодкой.

Циркулем-резаком вырезают элементы круглой формы с большим радиусом кривизны.

Лобзик с пилками. Для изготовления криволинейных элементов мозаики используют лобзик с пилками. Притирка клеевой ленты осуществляется притирочным деревянным молотком.

Заточка ножа. Строгие требования предъявляют к заточке ножа. Затачивать его нужно с обеих сторон, делая упор на лезвие. Точится нож до образования заусенца по всей длине лезвия. Чтобы не допустить перегрева режущей кромки, резец периодически опускают в воду. Для правки лезвия ножа-резака применяют бруски из карбида, кремния, кремнезема. Грубая правка ножа-резака про-

водится при помощи твердых и средиетвердых брусков из искусственных материалов. Для окончательной правки лезвия ножа применяют мелкозернистые бруски из природных материалов (оселки). После окончательной заточки лезвие ножа протирают и проверяют остроту. Острый нож делает чистый срез без смятия волокон древесины.

Резак-гильотина. Для нарезания полосок с поперечным направлением волокон применяют резак-гильотину

Шаблоны. С помощью шаблонов изготовляют детали криволинейных форм. Шаблон должен быть хорошо прорисован, кромки точны и чисто обработаны.

Штампование - это способ изготовления деталей мозаики. Тонкие листовые материалы штампуют без матрицы. Разные способы штампования зависят от: размера вырезаемой детали; свойств и толщины штампуемых Ma-

териалов, формы и состояния режущих кромок.

Штампами - просечками вырубают вручную детали несложней формы. Детали больших размеров и сложной формы изготоахяют штамповочными прессами простого

действия.

Основные приемы выполнения

мозаики

1.  Подготовка рисунка. При выборе рисунка необходимо учитывать: ассортимент пород древесины; уровень знаний исполнителя; размер рисунка, его сложность.

2.  Изготовление деталей мозаики. 1 - резание полосок-штапиков; 2 - изготовление прямолинейных и криволинейных деталей.

3.  Составление общей композиции включает:

Варианты простого набора:

-  Простой набор (годичные слои расположены параллельно), продольный, поперечный, косой.

-  фигурный (годичные слои образуют геометрический

рисунок).

4. Породы древесины для фигурного набора: красное дерево, карагач, ясень, дуб, хвойные породы. Красота фигурного набора зависит от текстуры дреоесины, качества изготовления. Фигурный набор состоит и включает в себя: раскрой шпона, фугование кромок, ребросклеива-

кие.

Раскрой шпона проводят в плотно зажатых пачках. чтобы листы шпона не смешались.

фугование кромок. Кромки получаются после раскроя ровные и гладкие, если резать медленно и оемрож-

но, плотно прижимая резец шаблону. Неровные кромки фугуют (ровняют) ручным фуганком.

Ребросклеивание шпона производят с помощью клеевой ленты на бумажной основе.

Подбор подготовленного шпона. Подготовленный шпон подбирают по текстуре. Когда рисунок точно подогнан, место склеивания проклеивают клеевой лентой и проглаживают притирочным молотком. На готовом наборе не должно быть смещения текстуры, расхождения и нахлестки кромок, отставания клеевой ленты.

Орнаменты

Художественная обработка предметов домашнего обихода и жилища издавна применялась на Руси. Орнамент означает украшение. Орнамент - изображение, построенное по определенной закономерности, включающей симметрию и ритм. Он обязательно включает в построение контраст: разность в цвете, размерах, форме. Существуют множество различных орнаментов: композиции с изображениями зверей, птиц, человека; растительные мотивы; всевозможные плетенки; чередование геометрических фигур. Орнамент помогает ориентировать предмет в пространстве. Элементы, из которых составляется орнамент часто подвергаются переработке, удобные для восприятия и несложные для исполнения.

1. Геометрический орнамент - состоит из ритмически повторяющихся элементов или их частей: круга, спирали, зигзага, креста, прямых и кривых линий. Такие украшения представлены орнаментальной полосой, каймой, звездой, розеткой.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>