Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Меандр. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии, называется меандром.

Сетчатый узор. Если узор заполняет всю поверхность изделия, он называется сетчатым. Применяется в разных видах домовой резьбы.

2. Растительный орнамент - самостоятельное украшение в виде деревьев, веток с листьями, плодами, цветами, травами.

3-  Геральдический орнамент - украшение, в которое входят изображения знаков, эмблем, оружия и т.д.

4- Животный орнамент - изображения реальных или фантастических птиц, зверей, Этот орнамент часто выполняют, сочетая разные виды техники.

5. Ленточные орнаменты - криволинейные и прямые орнаменты, которые обрамляют поверхность резного изделия. Ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой.

Выполнение геометрического орнамента

Геометрический орнамент состоит из прямолинейных И криволинейных элементов. Выполняют его в виде переплетений различных геометрических форм.

Выбор пород древесины. При выборе пород древесины для геометрического орнамента главную роль играет цвет древесины. Сочетание элементов набора должно быть построено на контрасте их цветов. Для изготовления криволинейных деталей набора не следует применять породы с яркой и крупной текстурой древесины. Для фона можно выбрать древесину с заметной, но некрупной текстурой,

фон должен быть спокойным, мягким; для вставок - древесину со слабо выраженной текстурой, но более яркую

по цвету.

При выполнении орнамента из квадратов и окружности рисунок наносят на шпон, служащий фоном.

1.  Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В них вставляют квадраты из клена, причем направление волокон квадратов должно совпадать с направлением волокон фона.

2. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки красного дерева.

3. Затем вырезают окружность от руки, ножом или с помощью циркуля. При вырезании гнезд под элементы окружности нужно выбрать одно направление резания. При вырезании вставок-дуг направление резания должно быть противоположным.

4. Для вставок подходит древесина груши черного или темно-коричневого цвета. Направление волокон в них должно совпадать с направлением волокон фона.

5.  Для выполнения геометрического орнамента в круге, используют следующие породы древесины: красное дерево окрашенное в черный цвет, натуральное красное дерево, орех темного тона, клен «птичий глаз», орех светлого тона. Из шпона черного цвета вырезают круг. Из шпона натурального красного дерева вырезают четырехугольники, склеивают их сначала попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы из ореха, а в них врезают лучи из клена. Затем вырезают мелкие детали из шпона черного цвета. Полученную звезду вставляют в фоновый

круг. Направление волокон у всех деталей орнамента должно совпадать с направлением лучей.

6.  При выполнении сетчатого орнамента набор выполняют из шпона двух пород древесины контрастных цветов, например красного дерева и клена «птичий глаз*, березы и красного дерева, ореха и груши. Для светлого орнамента применяют породу с однородной, нерезко выраженной текстурой, без видимых полос, а для фона -породу с более резко выраженной, но не крупной текстурой.

7.  Набор ведут последовательно - слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон светлого шпона. Это облегчит шлифование шпона после приклеивания его к основе.

Выполнение растительного орнамента

Растительный орнамент выполняют из 2-х пород древесины - для рисунка и фона. Такая древесина не должна иметь выраженной текстуры. Сложный растительный орнамент близок к натюрморту. Для его выполнения потребуется большое число пород древесины. Направление волокон в шпоне тщательно подбирается, фоновые породы должны иметь однородное строение (клен, бук), ^ая листьев (красное дерево, орех). Лист состоит из трех элементов, его можно выполнить выпиливанием лобзиком или вставками из отдельных элементов в вырезанное гнездо. Выпилива-

ние лобзиком дает быстрый результат, но имеет свои недостатки: происходит скалывание тонких элементов. Удобным способом изготовления растительного узора будет сочетание выпиливания лобзиком со вставками отдельных элементов, которые выкрошились в ходе работы.

Вставки. Вставки могут быть в виде длинных или коротких листиков из той же древесины, что и основа, или в виде веточек - изогнутых, спаренных. Вставки врезаются в основу с обратной стороны или вклеиваются в углубление на основе. Растительный орнамент в виде цветов, может быть выполнен с учетом свойств древесины. При изготовлении цветов учитывается направление волокон древесины от центра к периферии, вдоль лепестков. Сначала вырезают и склеивают лепестки, а затем вырезают и вставляют сердцевину.

Орнамент в виде розетки предназначен для украшения крышки журнального столика. Направление волокон должно быть одинаковым. На поверхность светлой древесины врезать темные элементы центральной части розетки. Поверхность отшлифовать, построить рисунок окружности, покрыть лаком. Кончиком ножа прорезать оба листа шпона по внешнему контуру розетки. Часть березового шпона заменить ореховым. В гнезда березового шпона вставляют детали из орехового. Получают противоположные по цвету наборы.

Выполнение геральдического орнамента

Геральдический орнамент применяют для украшения мебели разных стилей. Основная сложность при выполнении наборов состоит в правильном подборе цветовых сочетаний различных элементов мозаики. Геральдический набор требует от мастера большого умения, терпения, чтобы не исказить оригинал.

Сюжетный набор

Сюжетный набор - мозаичное изображение с определенным художественным образом. Деревянная мозаика создает изображения которые обладают пространственной глубиной. При выборе рисунка для сюжетной мозаики учитывается прикладной характер мозаичного набора. Мозаичным набором украшают определенный предмет, поэтому и характер должен соответствовать назначению украшаемого предмета. В сюжетном наборе применяется упрощение рисунка, это связано с особенностями строения древесины. В рисунке сохраняют характерные очертания, незначимые и мелкие детали опускают. В сюжетной мозаике нельзя заменять мазки кисти кусочками древесины, при этом теряется красота текстуры. В мозаичном орнаменте главное средство — шзет древесины, в сюжетном наборе — текстура, pop на древесине. Цвет дополняет текстуру.

Два способа создания сюжетного мозаичного набора: готовый рисунок перерабатывают с учетом особенности древесины; сюжет находят в текстуре древесины, дополняют вставленными элементами.

Порядок набора мозаики: создание эскиза; по эскизу делают рисунок; перевод тоногого рисунка в штриховой; штрихозой рисунок переводят в контурный.

Соблюдение одинаковой тональности набора.

Древесина отражает свет в зависимости от направления волокон и освещения. В том случае, когда необходимо соблюдать одинаковую тональность набора, вне зависимости от освещения, направление волокон у всех деталей мозаики должно быть одинаковым Если же требуется выделение отдельных деталей набора при освещении, направление волокон должно быть разное.

Сюжетный набор выполняется крупным планом. Сюжетная мозаика и цветовые сочетания в ней сложнее и образнее, чем в орнаменте.

При подготовке к изготовлению сюжетного набора выбирается: древесина с цветом и текстурой, подходящей для выбранного подготовленного рисунка; фон набора; размер сюжетного набора.

Наклеивание мозаичного набора на основу. Основные этапы наклеивания мозаичного набора: подготовка основы, нанесение клея, выдержка пакета под давлением.

Материал для основы. Материал для основы должен соответствовать мозаике изделия: для мебели - древесностружечные, столярные плиты; сувениров - фанера. ДСП -калибруют, затем шлифуют; фанеру - шлифуют.

Дефекты основы. В случае, если основа имеет дефекты, первоначально их устраняют (см. таблицу), а затем поверхность шлифуют. Для шлифования пользуются шлифовальными станками на мебельном производстве, шлифовальными шкурками, электрическими шлифовальными машинами. Поверхность основы после шлифования очищается от пыли и стружек.

Склеивание деревянных изделий. Деревянные изделия склеивают столярным, казеиновым, синтетическим

клеем. При ремонте клеевых деревянных изделий, надо размягчить старый клей, положив на него мокрую тряпку, затем соскоблить клей ножом. Готовность клея можно определить, нанося мазок на стекло и пробуя его мягкость. Готовится клей в небольшом количестве, т.к он быстро высыхает. Не смешивать старый клей с новым, склеиваемые изделия хорошо просушить при температуре воздуха от 12 до 20°С. При высокой температуре клей становится жидким и выдавливается при сжатии склеиваемых деталей. При низкой температуре клей загустевает и не проникает в поры изделия. Склеиваемые детали должны быть ровными. Раствор клея нужно подогреть до 50-60°С, клей лучше проникает в поры древесины. Толщина сухого клеевого шва должна быть 0,1 - 0,15 мм. Детали должны оставаться сжатыми от 2-3 часов до 2-х дней.

Способы приклеивания мозаичного набора к основе. Мозаичный набор приклеивают к основе холодным или горячим способом- В зависимости от материала основы, расход клея при холодном склеивании 180 - 250 г/м2, горячем - 100 - 170 г/м2.

Холодный способ склеивания: время выдержки -30 минут, выдержка под давлением - 4-5 часов, после снятия давления - 24 часа, температура прокладок - 18 -25°С, давление - 0,5-1.

Горячий способ склеивания: время от момента нанесения клея до загрузки в пресс, не более - 15 минут, выдержка под давлением - 1,5-5 минут, давление - 0,5-0,8, температура плит пресса - 150-160°С, технологическая выдержка - 24 часа.

Отделка мозаичного набора

Отделка мозаичного набора - завершающая операция в процессе изготовления изделия. Цель отделки: защитить древесину от воздействий внешней среды; предохранить от загрязнения; увеличить прочность изделия; предохранить от проникновения в древесину вредителей, а также придать готовому изделию красивый вид. Для этого мозаичный набор покрывают защитными слоями.

1. Материал. Материал для отделки мозаичного набора должен отвечать следующим требованиям: обладать высокими защитными качествами; создавать на древесине блестящее покрытие; быть бесцветным и прозрачным.

2. Покрытия. Покрытия могут быть прозрачные, подчеркивающие текстуру древесины, и непрозрачные, закрывающие текстуру. Прозрачные покрытия применяют для отделки изделий из древесины ценных пород с красивой текстурой. Непрозрачные покрытия наносят на изделия из низких сортов дерева, главным образом в качестве защитного слоя, но и такие покрытия могут быть красивыми. Простым и доступным способом отделки непрозрачным покрытием является окраска однотонными масляными красками, эмалями, нитроэмалями.

3. Для мозаичного набора из ценных пород - нанесение прозрачных покрытий. Существует 2 вида прозрачной отделки - матовая и глянцевая. При применении глянцевой и матовой отделки поверхность получается от бархатистой до зеркальной.

4. Основные способы прозрачной отделки: лакирование, полирование, лессировка, вощение, глазуровка.

Способов получения таких покрытий много, но все они требуют подготовки набора к отделке: поверхность должна быть гладкой. Мелкие дефекты устраняют шлифовкой, циклеванием. Покрывать лаками можно любую древесину, для отделки мозаичного набора используют спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные лаки, цветные (от красного до черного), бесцветные. Парафиносодержащие лаки по физико-механическим свойствам превосходят бес-парафчновые. Но последние могут использоваться для отделки мозаичных наборов в условиях мозаичной мастерской.

5.  Целлюлозные лаки холодного нанесения: НЦ-

222  - светлый лак, HLJ-218 - темный лак.

6.  Целлюлозные лаки горячего нанесения: НЦ-

223  - температура нагрева лака - 70°С.

7. Грунтовка. Для экономии нитролаков и получения покрытий нужной толщины применяют грунтовку. Она должна быть как и лак прозрачной и не искажать текстуру древесины.

При отделке небольших мозаичных работ применяют восковую мастику, спиртовые лаки, нитрополитуру.

Отделка резных изделий

Под отделкой резных изделий понимают обработку поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую от воздействия окружающей среды. Отделываемые поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают. Только после отделки поверхности резьбового изделия резчик увидит результаты своего труда. Но отделка поверхности - это непросто придание декоративной выразительности.

1. Виды отделки. Прозрачная, сохраняющая текстуру древесины. Непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины.

2,  Шлифовка и полировка.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>