Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Отделка Поверхности включает: шлифовку (выравнивание поверхности); полировку (нанесение защитного и декоративного покрытия). В зависимости от характера изделия шлифовка и полировка выполняются или по всей поверхности резьбы, или вообще не делаются, если нужно сохранить все детали резьбы, В последнем случае речь идет о том t что резьба велась с расчетом на чистовую поделку с применением острых инструментов. Не требует шлифовки и полировки резьба листьев растительного орнамента. Перед покрытием изделия лаком или маслом, его поверхность должна быть тщательно проверена и выровнена. В начале отделки применяется драчевый полукруглый напильник, набор надфилей для обработки мелких деталей резьбы. Плоскую поверхность геометрической и контурной резьбы шлифуют с помощью колодки, обернутой мелкозернистой шлифо-

вальной шкуркой. Резьбу на мягких породах древесины шлифуют мелкой шкуркой. Рельефная резьба шлифуется мелкозернистой шкуркой с учетом направления волокон и рельефа. Пыль из углублений удаляется кисточкой. В углах и изгибах рельефа шкурка употребляется свернутой в трубочку или ребром перегиба. Таким способом удаляются царапины и следы инструмента.

3. Покрытие лаком. После шлифовки и полировки изделие покрывается прозрачным масляным и лаковым защитным слоем. Но использовать масляный лак необходимо с помощью спиртовой политуры, иначе изделие будет иметь вид керамического изделия.

4* Растительное масло или нитролак. Простой и удобный способ защитного покрытия резьбового изделия - применение растительного масла или нитролака. Изделия покрыты* растительным маслом темнеют и приобретают темно-красный цвет. Взаимодействие растительного масла с деревом происходит за 2-3 дня. После нанесения масла на резное изделие, оно подсушивается 30-40 минут, остаток масла стирают тряпкой. Этот процесс повторяют несколько дней подряд. Время высыхания подсолнечного масла можно ускорить, если добавить в него 20% натуральной олифы. Через 3 недели резное изделие полируется чистой сапожной щеткой. Очень надежно, когда изделие подсохло от первого слоя масла, нанести лак НЦ № 222" Это самый удобный лак для покрытия резных изделий в домашних условиях. Если изделие выполнено из светлых пород дерева, можно изделие покрыть только лаком НЦ № 222, но сделать это несколько раз, с интервалом 2-3 дня. При аккуратном нанесении нитролака, шлифовку шкуркой можно не проводить. Шлифовка нужна только тогда, когда покрытие лаком оказалось неровным, из-за

пузырьков газа, выделяющихся в процессе высыхания. Выделение пузырьков газа происходит оттого, что лак разбавляют легколетучими растворителями, например ацетоном.

*

5.  Многослойное покрытие нитролаками со шлифовкой и полировкой делается для ровных и плоских поверхностей в резьбе. На поверхность наносится от 10 до 20 слоев нитролака. Последний слой шлифуется и полируется специальными пастами или мелкой шкуркой и лезвием безопасной бриты. Последняя операция в отделке резного изделия - протирка поверхности до ее нагревания суконкой.

6. Блеск лака. Блеск лака можно смягчить мелкой полировальной шкуркой с учетом композиции резьбового изделия. Со временем блеск сам по себе успокоится, лак станет как бы незаметен, создается впечатление, что обработана сама поверхность древесины. В рельефной резьбе лак наносится кисточкой, берется так, чтобы с кисточки не капал, чтобы не делать затеки в углублениях. На последний слои гладких поверхностей лак наносится тампоном. Нельзя прикасаться к поверхности, только что покрытой лаком.

ЗАПОМНИТЕ: нитролак токсичен и опасен! Даже единичные операции выполнять с ним нужно осторожно, чтобы не вызвать отравления. Поэтому при покрытии резьбового изделия предпочтение в домашних условиях отдают безобидному растительному маслу. При помощи нескольких протирок досуха можно также добиться блестящей поверхности резьбового изделия.

7. Отделка воском- Блеск от воскового покрытия приятный, почти матовый. Изделие покрывают воском при помощи сапожной щетки, в углублениях - кисточкой с

восковой пастой (1 часть расплавленного воска + 2 части скипидара). Для усиления прочности зацгитного слоя в воск добавляют расплавленную канифоль. На второй день после покрытия воском, резьбовое изделие полируют щеткой до блеска. Пригодна такая отделка для пористой древесины (дуб).

Недостатки отделки воском: резьбовое изделие боится влаги, непрочно; больше налипает пыль.

8. Отделка спиртовым лаком. Преимущество спиртового лака только при отделке музыкальных инструментов. Спиртовой лак сохраняет чистоту звука. Процесс отделки очень сложный, материал-натуральный меллак -дефицит, да и покрытое им изделие боится влаги, покрывается от времени пятнами.

При необходимости резьбовое изделие подкрашивают водорастворимыми красителями.

9.  Бронзирование. Иногда резьбу бронзируют. При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования - нанесение бронзового сухого порошка на покрытую лаком поверхность. При бронзировании пользуются спиртовыми лаками. Пользоваться синтетическими лаками нельзя, т.к. бронзовый порошок в них темнеет.

Реставрационные работы

Реставрация изделий, украшенных резьбой - ответственная и трудная работа, которую выполняют опытные резчики по дереву. Реставрация — восстановление изделий в первоначальном виде. Реставрацию выполняют в соответствии с первоначальным видом и качеством изделия.

1. Перед реставрацией устанавливают первоначальный вид изделия по чертежам, фотографиям. Если первоначальный вид изделия установить нельзя, то его ремонтируют, а не реставрируют. Реставрационные работы выполняют более тщательно, с возможным сохранением реставрируемых деталей, отделочных покрытий, декора.

2.  Негодные старые детали из древесины заменяют новыми, подбирая древесину по породе и влажности. Применение более влажных по сравнению со старыми деталями приводит к повторной порче изделия и короблению влажных деталей.

3.  При реставрации облицованных шпоном поверхностей, вставки из шпона подбирают по породе, цвету, текстуре древесины. Отделочные покрытия восстанавливают, как правило тем же отделочным материалом. Если отделочные материалы другие, то их нужно подобрать так, чтобы толщина, цвет, блеск изделия соответствовали первоначальному.

Реставрация мозаики состоит из: вставки шпона в места утрат в мозаичном наборе; проклеивания поверхности набора; зачистки и отделки.

4.  Вставка шпона. С реставрируемой поверхности удаляют отделочное покрытие, очищают от клея места вставки шпона в мозаичном наборе. На кальку наносят

контур вставки из шпона и используют ее в качестве шаблона, затем вырезают ножом - резаком вставку, подбирая ее по породе, цвету, текстуре.

5.  Проклеивание. Вклеенную вставку смачивают горячим жидким клеем, нанося его тонким слоем. Для смачивания применяют костный или рыбий клей. После нанесения клея поверхность прессуют нагретой уулагой, в процессе нагревания происходит восстановление старого клея и впитывание нового клея. Затем поверхность сушат, зачищают и отделывают.

6.  Восстановление деталей инкрустации. Реставрируемая антикварная мебель часто бывает инкрустирована бронзой, медью и другими материалами. Основной дефект — утрата дета\ей инкрустации.

Для восстановления утраченных деталей снимают рисунок с сохранившихся деталей на кальку. Переводят рисунок на бумагу и наклеивают на поверхность заготовки. Предварительно заготовки склеивают мездровым клеем.

7.  Выпиливание деталей. Детали по рисунку выпиливают лобзиком. Склеенные детали разъединяют, намочив теплой водой. Выпиленные детали подгоняют надфилем друг к другу и склеивают в мозаичный набор. Для проклеивания набора используют эпоксидный клей. После сушки набор зачищают шкуркой. Иш<рустированнук> поверхность обрабатывают согласно технологии отделки поверхности из древесины. При реставрации необходимо сохранить первозданный образ резного изделия.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОМА

Внешнее оформление дома

Дерево всегда было и остается самым привлекательным материалом в декоративном искусстве, это классический материал для изготовления мебели и оформления интерьера. Без дерева нельзя обойтись как на строительной площадке, так и при изготовлении бумаги,- а значит дерево - идеальный материал для домашнего мастера По сравнению с бетоном, кирпичом, сталью - древесина природный, «живой», теплый материал. Из дерева делали и делают вещи бытового назначения, вырезают на них узоры, ценят этот материал не только за красоту, но и за легкость обработки несложными инструментами. Интерес к резьбе не снижается, и все больше людей свободное время, посвящают резьбе по дереву. Резьбой покрывают предметы обихода, кухонную посуду. Резные подносы, кружки, разделочные доски, вешалки - имеют огромную популярность, как среди сельских, так и городских жителей.

Прежде чем приступить к декоративному оформлению деревянного дома, составляют план, по которому проводится данная работа. Украшенный резьбой дом преображается, становится нарядным. Умелое использование различных приемов резьбы, окраски, тонирования, делают дом игрушкой, предметом всеобщего восхищения и удивления. Даже несведущие в резьбе люди могут оценить и красоту самого дерева и

мастерство резчика - мастера, фасад дома - это лицо всего дома, именно его украшают резным декором. Оконные рамы умело обрамляют, применяют накладные розетки, вставки. А какими узорами украшают карнизы и подзоры, полотенца и причелины, особенно выполненные в технике прорезной резьбы. Молено конечно и купить готовые наличники, но они представляют собой дощечки сбитые в раму. Домашний мастер может не только изготовить наличники сам , но и украсить их по своему желанию. В оформлении наличников применяют все виды резьбы, различный орнамент. Входные двери, крыльцо - особая забота хозяина, а если он владеет резьбой - это является художественным произведением, предметом гордости и восхищения. Увлечение резьбой поможет резчику -любителю сделать свой дом особенным, придать ему неповторимый облик.

Внутреннее оформление дома

Украшать мебель резьбой — традиция истинно русская. Имея материал, мастер резчик может не только изготовить мебель своими руками, но и украсить ее любым видом резьбы и мозаики по своему собственному вкусу. Имея несколько нестандартных изделий, выполненных своими руками, преображается даже типовая городская квартира. Резьбу по дереву при изготовлении мебели для дачи, детских участков необязательно проводить на целом древесном материале, пойдут в дело торцевые спилы деревьев. Резчик использует многие виды резьбы: простую, геометрическую, рельефную, скульптурную. Смотря для чего предназначено изделие, такие и размеры и формы изделия мастер выбирает.

Внутреннее оформление дома, квартиры, зависят от того, какой вы хотите ее видеть, какой материал есть у вас, имеете ли вы навыки резьбы по дереву.

Оформление дачных участков

Для ограждения участка используют различный материал: хворост, горбыль, штакетник, доски, рейки, жерди. Красиво выглядит ограда с накладными элементами и прорезной резьбой. Калитка и ворота -главные элементы ограды. Отделывают их по личному усмотрению хозяев, это могут быть простые и строгие формы, нарядные скульптуры, различные фигурки людей и животных. Такие архитектурные формы как: скамьи, лавки, цветочницы, травницы - имеют большое значение в благоустройстве участка. Даже самый маленький приусадебный участок выглядит красивым И уютным, если соорудить теневой навес, столик и скамейки из пней; беседку из обрезок досок или реек. Старые засохшие деревья, пни, отходы от строительства домика - все это при определенном умении и желании пригодится, чтобы ваш дачный участок выглядел комфортабельным и красивым.

Основные термины и понятия

Акант - архитектурное украшение в форме стилизованных листьев и стеблей аканта в различных видах орнамента,

Антаблемент - балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из фриза и карниза.

Арабеска - орнаментальный мотив правильно повторяющихся переплетенных между собой стилизованных побегов с листьями.

Бандельверк - орнамент из переплетающихся лент. Барельеф - скульптурное изображение или орнамент, немного выступающий над плоскостью.

Вердюра - стенной ковер с растительными, пейзажными, геральдическими, но только не фигурными мотивами.

Геральдические фигуры - фигуры на гербовых полях, разделенных прямыми, дугообразными и прерывистыми линиями.

Горельеф - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину своего объема.

Гротекс - орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).

Декор - система, совокупность декоративных элементов, украшений.

Дерево жизни - древнесирийский орнамент.

Дрессуар - резной посудный шкаф в эпоху Возрождения.

Жаков - стиль мебели красного дерева, для которого характерна отделка бронзой или латунью.

Инкрустация - вставка камня в камень или металла и других материалов в металл.

Интарсия - вставка дерева и другого материала (слоновой кости, перламутра и т.д.) в дерево. Интарсией украшалась мебель в эпоху Ренессанса и прежде всего Барокко.

Интерьер - архитектурно и художественно оформленное внутреннее строение и убранство помещения, здания.

Кнорпель - раннебарочный орнамент нидерландского происхождения, применяющийся прежде всего в резьбе.

Композиция - последовательность изобразительных приемов, организующих целое художественное произведение, сложное или неоднородное по своему составу.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>