Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Краб - пластическая декоративная форма готики на франтонах, башенках. Имеет форму свернутого листа.

Лаубверк - плоский резной мотив из широких листьев, применявшихся прежде всего в южнонемецкой мебели.

Лотоса цветок - растительный орнамент, производное от цветка лотоса, встречающийся в искусстве Азии.

Макет - модель чего-либо, предварительный образец в заданном масштабе.

Маркетри - мелкая интарсия мебели.

Маскарон - скульптурное изображение в виде человеческого лица или головы животного, срезанных плоскостью сзади.

Матовый - не имеющий блеска, в отличии от понятия «глянцевый*.

Меандр - античный орнамент, названный по названию реки Меандр, со множеством извивов. Состоит из прямоугольно- изломанной линии или спирали.

Модель - образец какого-либо изделия.

Мозаика - изображение и орнамент выполненные из разноцветных материалов (стекла, камней, дерева), а также сами эти материалы.

Натюрморт - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличии от портрета и пейзажа.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов.

Орнамент усиковый - орнаментальный мотив из побегов аканфового листа. Встречается в орнаменте всех времен.

Пальметта - орнаментальный мотив, производное от формы пальмового листа в плоскостной стилизации.

Паркет - материал в виде тонких планок из древесины для настилки полов в виде какого-либо рисунка, а также пол из этих планок.

Пергола - деревянная увитая растениями беседка,

Плахе - изделие из металла или дерева, покрытое тонкими листочками ценного металла или пластинками ценных пород дерева.

Пуф - предмет мебели - низкое мягкое сиденье без спинки.

Рельеф - выпуклое изображение на плоскости.

Розетка - орнаментальный мотив античного происхождения, симметрично скомпонованный цветок розы.

Рольверк - орнаментальный узор из переплетенных друг с другом лент, дополняемый фигурными мотивами. Типичен для североевропейской резьбы.

S - орнамент - геометрический мотив в форме латинской буквы, встречающийся с первобытных времен в самых разных модификациях.

Стилизация - подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам.

Трафарет - пластина с отверстиями для нанесения рисунка на стену.

фальтверк - плоскостной орнамент на мебели .изящной резьбы, напоминающий складки. Во времена поздней готики нашел распространение в странах, где изготовлялась прежде всего мебель из дуба.

Фанерование - оклеивание деревянных изделий шпоном для их упрочнения и улучшения внешнего вида: применяется при изготовлении мебели и облицовочных материалов.

Фернамбук - бразильское дерево с очень твердой желто-красной древесиной, которое при высыхании делается темно-красной (красное дерево); употребляется для производства ценной мебели.

филенка - в деревообработке тонкая доска или фанера, вставленная в раму.

флехтверк - геометрический орнамент из правильно переплетенных лент, покрывающих или всю поверхность, или только борт. Был известен уже в античности.

Фриз - кайма, бордюр стены, пола, потолка, обычно украшенные сплошным орнаментом.

Черное дерево - несколько видов тропических деревьев, из древесины которых изготовляют мебель, духовые инструменты.

Шаблон - чертеж архитектурных деталей, профилей, выполненных в натуральную величину.

Шпон - тонкая лента древесины, получаемая лущением - срезанием слоя древесины с врахцакяцегося отрезка ствола. Применяется для изготовления фанеры и фанерования при изготовлении мебели или отделочный материалов.

Шпунт - в столярном деле продольный вырез в ребре доски для плотного соединения досок между

собой.

Штабик медальонов - орнаментальный мотив.

Эмблема - рельефное украшение - условное изображение какого-либо понятия, идеи.

Эскиз - предварительный рисунок.

V. СТОЛЯРНЫЕ РАБОТЫ

РАБОЧЕЕ МЕСТО И СТОЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рабочее место столяра

В самом начале занятий столярными работами кажется, что оборудование рабочего места не является важным вопросом. Но по мере усложнения работ необходимость в удобных приспособлениях становится все более очевидной.

1. Назначение верстака. Самым удобным, проверенным временем приспособлением для столярных работ является верстак (рис. 1). На верстаке выполняются самые различные простые и сложные работы: обработка досок, брусков, деталей (до 3 м длиной), можно даже собирать отдельные элементы зданий.

2. Конструкция верстака. Верстак состоит из рабочей доски 2 и основания 13. Рабочая доска оборудована передними (поперечными) тисками 9 и задними (продольными) тисками 8. На рабочей доске у переднею ребра имеется ряд сквозных гнезд 4, которые предназначены для установки деревянных или металлических упоров. С задней стороны рабочей доски имеется лоток 14, в котором хранится столярный инструмент. Под рабочей доской можно закрепить на основании шкаф для материалов и инструмента. Передние и задние тиски предназначены для зажима обрабатываемых заготовок. Вставленные в сквозные гнезда 4 упоры позволяют зафиксировать доску (брус). Упоры должны быть ниже плоскости обрабатываемой поверхности древесины, чтобы их не мог задеть рубанок или другой инструмент.

Насечка. Для лучшего обрабатывания древесины на верстаке в упоре, который примыкает к древесине, делается

насечка. В самом гнезде упоры держатся с помощью пружины. Если же обработка заготовки происходит в вертикальном положении, ее зажимают в передних (9), либо задних (8) тисках. Основание 13 верстака делают обычно из древесины хвойных пород, а рабочую доску 2 из дерева твердых лиственных пород — дуба, березы, ясеня, бука. Стандартная толщина рабочей доски — 60—70 мм, ширина — 500 мм. Винты 1 передних и задних тисков обычно бывают металлическими, реже деревянными. Тест для проверки правильности подборки верстака: если вы оперлись ладонями на верстак и находитесь в выпрямленном положении — верстак выбран правильно. Основание 13 верстака должно быть надежно прикреплено к полу. Для повышения долговечности верстак можно покрыть олифой. Для верстака нежелательно как увлажнение, так и нахождение вблизи отопительных приборов. При выполнении работ, которые могли бы повредить верстак (сверление, долбление, пиление, резание стамеской), под обрабатываемую древесину необходимо подкладывать доску, испорченный брус и т.п.

Ремонт столярных инструментов

Износ инструмента— явление неизбежное. Происходит это по причине постоянного трения о поверхность древесины.

1. Рубанок. У рубанка наибольший износ имеет пере/ -няя часть подошвы. Величину износа подошвы корпуса проверяют в собранном виде измерительным инструментом. Д\я выравнивания плоскости подошвы корпуса из рубанка, фуганка вынимают нож, но оставляют клин. Если клин вынуть, то после его установки на место подошва

рубанка может несколько деформироваться (изгибаться) и рубанок будет неточно строгать. Инструмент укрепляют в верстаке подошвой вверх. Строгают поверхность подошвы футанком равномерно, без толчков и резких движений. После обработки отклонение от перпендикулярности боковых плоскостей корпуса к плоскости подошвы на длине 50 мм не должно быть более 0,2 мм. Отклонение пло-скостности рабочей плоскости подошвы корпуса по всей длине не должно быть у рубанка с двойным ножом более 0,1 мм, у остальных рубанков, фуганков и полуфуганков — более 0,2 мм.

Наклейка новой подошвы. При значительном износе подошвы рубанка ремонт производят следующим образом. Сострагивают нижнюю часть корпуса (подошву) и наклеивают на водостойких клеях новую подошву из древесины граба, клена, белой акации, ясеня или бука влажностью 10+2% и толщиной 15—18 мм, с тем, чтобы после обработки поверхности подошва имела толщину не менее 12 мм. Наклеивать новую подошву надо так, чтобы волокна древесины ее были направлены вдоль продольной оси корпуса рубанка, фуганка Склеивают подошву с корпусом в струбцинах (рис. 2), а после схватывания клея обрабатывают подошву так, чтобы ее поверхность была ровной, гладкой.

2. Клин. В процессе работы клин вследствие частых установок изнашивается — истирается и имеет сколы, поэтому обычно его не ремонтируют, а изготовляют новый по размерам старого или по размерам, приведенным в ГОСТе на соответствующий рубанок. Клин изготовляют из древесины той породы, что и подошву, и, кроме того, его можно изготовлять из древесины березы (бересты), ильма. Клин делают из прямослойной преимущественно заболонной древесины, без гнили и червоточины, влажностью 10+2%.

Вклейка вставки. Если ширина отверстия для выпуска лезвия ножа более допустимой, в подошве выдалбливают гнездо, в которое вклеивают вставку из твердой древесины (граба) пятиугольной формы. Нож рубанка устанавливают в рабочем положении, т. е. для строгания. Заранее заготовленную пятиугольную вставку прижимают к лезвию ножа и очерчивают карандашом или шилом на подошве рубанка ее контур, а затем нож с клином вытаскивают из рубанка. По разметке, сделанной на подош-

пе, стамеской аккуратно выбирают гнездо, соответствующее толщине вклейки. После зачистки подгоняют вклейку, наносят на нее клей и приклеивают, прижав сверху струбциной 1, как показано на рисунке.

ВНИМАНИЕ! На подошве корпуса, роге, упоре, клине, а также на боковых и торцовых поверхностях корпусов на расстоянии не менее 15 мм от рабочей поверхности и в зоне летка сучки не допускаются. Все детали рубанков, фуганков склеиваются на водостойких клеях.

Плоскость поверхности летка, к которой прилегает нож, должна обеспечивать его плотное прилегание, качание ножа недопустимо. Клин должен обеспечивать плотное прилегание ножа. Поверхности рубанков, фуганков, кроме подошвы и поверхности клина, прилегающей к ножу, покрывают светлым водостойким лаком.

3. Деревянные угольники. У деревянных угольников большей частью выходят из строя линейка и основание. Проверяют годность угольника следующим образом: берут доску, хорошо обработанную со всех сторон, и к одной из кромок прикладывают угольник (рис. 3). Карандашом или шилом проводят прямую линию, затем угольник по-зорачивают и проводят на том же месте линию. Если линии совпадают, угольник правильный, а если нет, то угольник (гужно ремонтировать. Если несовпадение линий незначительно, то угольник, в котором имеется деревянная линейка, закрепляют в тисках верстака, полуфуганком прострагивают кромку и доводят угольник до требуемой точности. Если при строгании линейки нельзя добиться точности, угольник разбирают, выверяют основание и вклеивают в него новую линейку строго под прямым углом. Затем угольник проверяют. Детали для угольника (линейка, основание) изготовляют из древесины твердых пород (бука,

»

дуба, граба, ясеня, клена) без трещин, гнили, сколов, влажностью не более 10%, После пропитки олифой и шлифования детали угольника покрывают лаком.

4. Ерунок. Ерунок проверяют аналогичным образом (рис. 3), Кладут его на ровную доску и прижимают основанием (колодкой) к кромке доски. К нему вплотную кладут треугольник и проводят линию, затем, повернув ерунок в противоположную сторону, как показано на рисунке, вновь проводят линию. Если обе проведенные линии совпадают, ерунок годен к работе. В случае несовпадения линий ерунок ремонтируют. При ремонте ерунок разбирают и в отдельности проверяют прямолинейность линейки и колодки. Затем его собирают так, чтобы между

линейкой и колодкой были углы 45° и 135*. Если после повторной проверки линии, проведенные по нему, совпадают, ерунок считается годным к эксплуатации.

5. Малки. Малки ремонтируют аналогично.

6.  Лучковые пилы. У лучковых пил в основном выходят из строя ручки, средник, закрутка, реже стойки. Для замены вышедших из строя элементов пилы их изготовляют вновь по размерам старых или чертежу. Элементы лучковой пилы изготовляют из древесины бука, березы и др. Древесина должна быть прямослойной, без червоточины и гнили и хорошо просушена (влажностью 8-12%).

7.   Рейсмус. В рейсмусе реечном при длительной эксплуатации изнашиваются рейки и отверстия для них. В этом случае меняют рейки, с тем, чтобы они плотно входили в отверстие корпуса 3 (рис. 1) либо меняют корпус. Все детали рейсмуса изготовляют из древесины граба, бука, ясеня, березы или клена влажностью 10%, после чего их шлифуют» покрывают олифой и светлым лаком. Иглы 2 делают из проволоки диаметром 2 мм и плотно забивают в рейки острыми концами в противоположные стороны.

8.  Верстак. В верстаке наиболее часто встречаются следующие дефекты — перекос или трещины, заколы в верстачной доске, плохая работа коробок зажима, расшатывание оснований. Если верстачная доска имеет большой перекос, ее лучше всего заменить новой. Доску изготовляют из прямослойной качественной древесины дуба, ясеня, березы влажностью 12%. Поверхность доски должна быть ровной и гладкой. Трещины и вы каш в верстачной доске заделывают рейками или вставками на клею. Вставки, рейки должны быть плотно подогнаны по

месту Направление волокон их должно совпадать с направлением волокон элементов верстачной доски. Поверхность НОЕ после схватывания клея занижают, с тем, чтобы они были заподлицо с верстачной доской.

9. Коробки зажима. Плохая работа коробок зажима бывает по разным причинам. В первую очередь необходимо проверить состояние механизма зажима, т. е. проверить работу верстачного винта. Если верстачный винт заедает, его следует смазать. Следует учесть, что во избежание усушки или коробления зажимы верстака в нерабочее время должны быть в затянутом состоянии. Если расшаталось подверстачье, то проверяют соединения и закрепляют расшатавшиеся части-

И.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>