Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Для декоративных целей и нехитрых изделий утилитарного характера «пустотелки» вполне подходят.

19. Завиток - местное искривление годичных слоев, вызванное влиянием сучков или проростей. Снижает прочность древесины, ухудшает качество ручного строгания и фрезерования.

Заготовка материала

1.  Время заготовки. Лесоматериалы лучше всего заготавливать поздней осенью или зимой. В это премя в стволе дерева меньше влаги.

2.  Выбор материала. Выбор материала зависит от того, что собирается сделать мастер: подзорную доску, фриз, наличник, мебель или скульптуру, а также, какая резьба по виду и сложности будет применена на изделии, где, в каких условиях будет она находиться. Опыт показывает, что более рационально использовать те материалы, которые дают наибольший художественный эффект или более долговечны и менее трудоемки.

3. Для внешнего декора жилища и других построек лучшим лесоматериалом являются породы, хорошо противостоящие гниению и капризам природы.

4.  Обшивку дома, подзоры, фризы, карнизы, различные детали изготавливают из хвойных пород.

5. Наличники окон, дверей, всевозможную утварь, мебель - предпочтительнее изготавливать из лиственных пород.

6. Изделия, которые используют при повышенной влажности, делают из мелкослойных лиственных пород, из древесины, богатой дубильными веществами или с повышенной смолистостью.

Для резьбы требуется материал без пороков древесины, причем прошедший предварительную обработку. Кроме того, большое значение имеет и то, как сделан разрез ствола дерева.

7- Древесина радиальной распиловки. Если изделие будет трудоемко по сложности и требует высокого качественного исполнения, выбирают древесину радиальной распиловки с прямыми слоями. При такой распиловке дерево лучше всего поддается обработке резчицким инструментом, меньше подвержено короблению.

8. Подзоры, причелины» балясины и другие элементы украшения жилища, выполнение которых задумано в технике прорезной резьбы, можно делать из свилеватой и косослойной древесины, с наибольшим включением сучков при тангенциальной распиловке.

Так как эти изделия изготавливаются лобзиками и выкружными или ленточными пилами, то практически некоторые пороки древесины преодолеваются без особых трудностей.

Способы определения влажности древесины

1.  Электровлагомер. Действие прибора основано на изменении электропроводности древесины в зависимости от ее влажности. Иглы электровлагомера с подведенными к ним электропроводами вводят в дерево и пропускают через них электрический ток, при этом на шкале прибора сразу отмечается влажность древесины в том месте, где введены иглы.

2. На глаз. Опытные резчики определяют влажность дерева на глаз.

3.  По массе. Можно определить влажность древесины по массе, взвешивая в руке поочередно несколько одинаковых заготовок одной породы.

4.  По наличию трещин на торце или вдоль волокон древесины. По короблению и другим признакам.

5. По цвету коры, ее величине и цвету древесины можно распознать спелую или свежесрубленную и обработанную древесину и степень ее влажности.

6.  По стружке. При обработке пиломатериала рубанком тонкая его стружка, сжатая рукой, легко снимается - значит материал влажный. Если стружка ломается и крошится, это указывает на то, что материал достаточно сухой. При поперечных порезках острыми

стамесками также обращают внимание на стружки. Если они крошатся или выкрашивается сама древесина заготовки, это значит, что материал слишком сухой

7. По резанию. Очень влажная древесина легко режется, и на месте порезки от стамески заметен влажный след. Но получить в итоге качественную резьбу вряд ли удастся, так как растрескивания, коробления и других деформаций не избежать.

Сушка древесины

Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, не подвержена загниванию, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна, готовые изделия не растрескиваются. Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится.

Для домовой резьбы дерево необходимо высушивать до той степени влажности, которая предполагается в дальнейшем при эксплуатации резных изделий. В помещении достаточна влажность древесины до 10%, а под открытым небом - не более 18%.

Способы сушки древесины

Хорошую и сухую древесину для резьбы достать всегда проблема. Поэтому приходится решать вопрос: как (и можно ли) резать из сырой древесины или как ее высушить поскорее.

1» Если древесина представляет собою кряж (чурак) в коре, то целесообразно не снимать кору, а сделать на ней топором вырубки поперек ствола, чтобы дать доступ воздуха к древесине, но не резать кору вдоль, сохранив ее как стягивающий слой, предохраняющий древесину от растрескивания. Другие умельцы используют для сушки ошкуренный в средней части чурак, оставляя лишь не снятой кору по концам шириной около 10 см.

2.  Липа, тополь, осина, береза, ольха, при умеренной сушке высыхают без трещин даже полностью ошкуренные.

3.  Для дуба кора сохраняется целиком, он требует постепенной, длительной сушки и в толстых кряжах сохнет до семи лет.

4.  Растрескиваются при сушке: граб, ясень, клен, бук, в меньшей степени - ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.

5.  Использование краски, масла, смолы, пластилина. В любом случае торцы заготовки необходимо закрасить масляной краской или промаслить растительным маслом; иногда их заделывают смолой с бумагой или промасленной бумагой, а лучше - Залепить пластилином. Сушить древесину естественным путем надо так,

пояски-муфты шириной 20...25 см для предупреждения расгрескиванил. Кору очищают для того, чтобы дерево быстрее просыхало, и не поражалось жуками-древоточцами. Ствол, оставленный в коре, в относительном тепле с повышенной влажностью быстро загнивает, поражается грибковыми заболеваниями.

18.  Для более равномерного испарения влаги и ускорения сушки заготовки или болванки (обработанной заготовки с очертаниями и грубыми формами будущей скульптуры) лучше всего в центре по сердцевине просверлить сквозное отверстие специально удлиненным сверлом или перкой диаметром 30...50 мм. Это дает возможность влаге одновременно испаряться и изнутри, тем самым снимается внутреннее напряжение в заготовке и уменьшается растрескивание.

19.   После сушки отверстие забивают пробкой с клеем из однородного материала, подобранного по цвету и фактуре. Заготовки для скульптур, особенно больших размеров и повышенной влажности, просыхают в течение 2...3 лет.

20.  После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 12...18%. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

Недостатки этого способа сушки: невозможность высушить древесину до влажности 18...20%. Зависимость от погодно-климатических условий.

Достоинства: отсутствие затрат тепла и простота проведения сушки.

21.  Камерная сушка. Теплоносителями при этом способе являются газы, воздух, горячий водяной пар. Существуют воздушные, газовые и действующие на прогретом паре сушильные камеры.

22.  Выпаривание или запаривание использовали на Руси еще с древних времен. Заготовки из наростов распиливают на части с учетом размеров будущего изделия, закладывают в обыкновенный чугун, подсыпают опилки из такой же заготовки, заливают водой и ставят на несколько часов в протопленную и остывающую русскую печь «томиться» при температуре 60...70°С. При этом происходит «выщелачивание» - выпаривание древесины, из заготовки выходят естественные соки, дерево окрашивается, приобретая теплый густо-шоколадный цвет, с ярко выраженным природным рисунком текстуры. Такая заготовка легче обрабатывается, а после окончания сушки меньше растрескивается и коробится.

23.  Парафинирование. Заготовки из наростов опускают в растопленный парафин и ставят в печь при температуре 40РС на несколько часов. Затем древесина еще несколько дней просыхает и приобретает те же свойства, что и после запарки: не трескается, не коробится, поверхность становится тонированной с отчетливым узором текстуры.

24.  Запаривание в льняном масле. Способ запаривания в льняном масле полуобработанных заготовок для изготовления ковшей, ложек и иной посуды известен на Руси с давних пор. Посуда из древесины, пропаренной в льняном масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании. Этот способ приемлем и сегодня. В емкость кладется

заготовка, заливается льняным маслом и проваривается На медленном огне.

25. Сушка в сухой соломе. Существовал в старину и способ сушки кряжей для скульптуры в сухой соломе (ржаной, пшеничной или какой-либо другой). Заготовку под навесом закладывали со всех сторон сухой соломой, которая быстро впитывала в себя влагу из дерева и, в свою очередь, опять просыхала, что способствовало ускоренному процессу сушки материала для скульптуры.

26. Постепенная досушка. Многие резчики сушат заготовки параллельно с их обработкой. Так как процесс предварительной обработки резного изделия, например ковша, даже из мягких пород древесины весьма длительный, то заготовку, недостаточно просушенную, после окончания работы или на время перерыва, заворачивают в несколько слоев пористой бумаги. Затем помещают в полиэтиленовый пакет, плотно завязывают и оставляют в теплом месте. Сухая бумага постепенно впитывает избыток влаги из дерева, меняют ее по мере увлажнения и продолжают резать. Так постепенно заготовка сушится параллельно с ее обработкой.

27. Как избежать усадки древесины. Скорость усыхания различных участков древесины неодинакова, древесина во время сушки деформируется. Избежать усадки древесины нельзя - дерево «дышит», но можно ее уменьшить. Для этого ствол, доски, брусья распилить вдоль волокон на несколько частей и склеить требуемые заготовки с учетом неравномерности усушки древесины в разных направлениях. Так делают при изготовлении щитов из отдельных досок.

Склейка щитов

Высушенную древесину тщательно проверяют, чтобы обнаружить и устранить пороки, которые наверняка будут .мешать работе. Заготовленный материал распиливают по мине и ширине с учетом припуска. Строгают пласти и кромки. Если ширина и качество досок соответствуют предстоящей работе, то материал можно использовать. В домовой резьбе для некоторых элементов украшения требуются широкие доски, но у них бывает ряд недостатков. Такие доски при высыхании или увлажнении часто сильно коробятся и растрескиваются. Опытные мастера стараются не употреблять такой материал И набирают нужную ширину путем склеивания нескольких узких досок в щит нужного размера.

1. Сначала берут строганные доски нужной длины и толщины с учетом припуска от 30 до 100 мм и фугуют под углом 90° пласть и кромку. Ширина досок при склеивании может быть от 50 до 100 лш, качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно высокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины как в процессе резьбы.

2.   При раскладки заготовок в щит на лицевой стороне, где будет проводиться резьба, подбирают рисунок текстуры и цвет древесины, так как «полосятость» различных заготовок может повлиять на качество изделия и снизить общий эффект.

3.  Прифугованные заготовки закладывают в струбцины или шины, проверяют прпвильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винта-ми или клиньями. Для получения заготовок большого сечения доски склеивают пластями,

4.  Для склеивания щитов в зависимости от того, где будут находиться украшения, используют различные аиды клея. Так, для склеивания щитов, которые будут установлены на открытом воздухе, применяются казеиновые и синтетические клеи, обладающие большой прочностью соединения и высокой водостойкостью.

5. Длл резных панно, сувениров и других изделий используют синтетические, а также глютиновые (столярные) клеи, которые приготавливают в специальных клеянках. В продаже бывают клеи казеиновый, столярный, эмульсия ПВА, клеи ЭДП и др. Способ применения обычно указан на этикетках или в инструкциях.

6. Вклеивание п торец. Правильно склеенные щиты меньше подвержены короблению. Иногда щиты с панно или другие большие резные изделия могут соприкасаться с поверхностью, подверженной охлаждению или увлажнению, что в свою очередь, может вызвать коробление. В этом случае щиты усиливают вклеиванием в торец или в пласть профилированных брусков или реек.

Длл домовой резьбы пригодны также пиломатериалы, которые продаются в магазинах «Стройматериалы», обшивки-вагонки, доски и бруски для покрытия полов. Их несложно склеить, поскольку они уже отфрезерованы и имеют определенную форму сечения.

7. Склеенные щиты после высыхания тщательно выстругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовывают, так как при шлифовке крошки образивного порошка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.

Заделка трещин

Даже в хороших заготовках для резьбы попадаются сучки или бывают трещины. Сучки можно высверлить и на их место вставить (вклеить) пробки из однородной древесины по диаметру высверленного отверстия с похожим расположением рисунка текстуры. Пробку можно выточить на токарном станке или вырезать лобзиковой пилой с последующей доработкой нужного диаметра на шлифовальном круге. В трещины на заготовке вклеивают клинья из однородной древесины, а после высыхания клея нтиты строгают и зачищают рубанком с двойной железкой.

1.  Вставка. Самый лучший способ заделки трещины - это вставка в нее кусочка такой же древесины. С этой целью щель прочищается и выравнивается ножом так, чтобы легче было подогнать под нее вставку.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>