Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

2.  Выпиливание черновой болванки. При обработке и выпиливании черновой болванки будущего изделия нужно заранее планировать заготовку больших отходов, необходимых впоследствии для вставок в трещины. Для заделки уже имеющейся трещины надо вы-

бирать такой кусок дерева, чтобы он был, по возможности, с того же места, где находится щель. Если это не удается, нужно подобрать кусок такого же цвета, расположенного так же далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким образом к центру. Подкорковые слои древесины и расположенные ближе к центру имеют разный цвет во многих породах деревьев, отличаются оттенки древесины в долевом сечении по годичным слоям.

3. Обработка формы щели. Форма щели для вставки обрабатывается так, чтобы она расширялась к периферии, тогда вставку можно вбить в щель. Предварительно вставка подгоняется по форме ножом. Если после вставки видны неполучившиеся места, их нужно исправить: добавить тонкую пластинку в незаполненную часть щели.

4.   Заделка мелких трещин замазкой. Более темный цвет вставки неисправим, ее нужно заменить. В темных породах дерева, таких как: темно-красный эвкалипт, орех, используется заделка мелких трещин замазкой на основе опилок. Замазка готовится следующим образом: замешиваются густо опилки этой же древесины на жидком столярном клею. Масляная краска придает замазке пластичность и меньше усыхает. Лучше не применять в качестве связующего компонента художественную малярную краску или олифу, так как в них большой процент летучих растворителей, а количество льняного масла уменьшено до минимума. Чем больше в замазке масляной краски, тем дольше ее высыхание, но тем она надежнее и меньше усыхает.

Удаление сучков

1. Как высверлить сучок. Сучок высверливается, причем так, чтобы захватить мешающую общему тону древесину вокруг сучка. Направление волокон древесины в пробке берется так, чтобы оно совпадало с направлением волокон основы.

2. Подгон пробки. Пробка подгоняется под отверстие всегда в одном и том же положении. Отверстие Закрашивается простым карандашом, и пробка притирается вращениями влево и право. После забивания пробки на столярном клею, ее выступающую часть нужно спилить ножовкой, но не скалывать: скол может уйти внутрь и пробку придется снова высверливать. Выравнивается заделка рашпилем, напильником и шкуркой.

II. ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ

Введение

Выпиливание лобзиком - вид художественной обработки древесины. Древесина доступный матери-ял, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Начинающему любителю художественного выпиливания необходимо знать, что фанера является тем материалом с которого желательно начинать обучение ремеслу. На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей. Раздел, где речь пойдет об отделочных и сборных работах, один из главных, к нему придется возвращаться не один раз.

Что заставляет людей большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь, не просто. Но в любом случае, человек делает вещь, украшающую быт а главное делает это с удовольствием и желанием Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель,

предметы домашнего обихода, существующих в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба.

1- Плоскорельефная резьба. В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толику доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски.

2. Пропильная резьба - вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы, В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы-

Пропильная резьба является разновидностью прорезной, она наиболее пригодна к выпиливанию лобзиком. Основы пропильной резьбы - плосткостной сквозной орнамент. Красивы узоры пропильных деревянных полос,

расположенных на фасадах домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнаментов прекрасно смотрится на фоне стены. Самый распространенный мотив - S-образный завиток с закрученными концами. Очень привлекательны в пропильной резьбе (или при выпиливании лобзиком, пилами) животные и птицы. Интересны мотивы змей, являющейся в древности покровительницей дома, змея чаще всего принимает вид дракона. Женская фигура также является орнаментом в пропильной резьбе.

3. Прорезная резьба. В ней чаще всего используется плоский орнамент. Особенность орнамента для прорезной резьбы: элементы резьбы, лишенные фона, должны соприкасаться друг с другом и обрамлением- Если элементы узора имеют разную высоту, она называется ажурной. В прорезной резьбе участки фона, которые удаляются, незначительны по величине, а по форме очень красивы и создают собственный узор, связанный с орнаментом резьбы. В технике данной резьбы применяются крупные порезки дерева. Выступающий рельеф резного орнамента выделяется на деревянном фоне. Прорезной резьбой украшают мебель и предметы \о-

машнего обихода. Если удалить гладкий фон, на котором расположена прорезная резьба, контуры рисунка вполне подойдут для выпиливания лобзиком.

4.   Отличие прорезной резьбы от пропильиой. Основное отличие в способе получения выпадающих частей. В прорезной резьбе сетка образуется При помощи резца, в пропильной - выкрутной пилой, т.е. выборка резпом заменена пропиловкой.

5.  Узоры для выпиливания находят в других прикладных видах искусства. По технике выпиливания выделяются следующие виды резьбы:

О углубленная - геометрическая, скобчатая, контурная;

О плоско рельефная - с заоваленным контуром, с подушечным фоном, с подобранным фоном;

О рельефная - барельефная, горельефная;

О прорезная - с плоским орнаментом или рельефным, накладная, пропильная;

О объемная.

6.  Типы изображения: резьбы: геометрическая, растительный в виде зверей и птиц, в виде человека, сказочных персонажей; в виде предметов мебели, интерьера.

7.   Углубленная резьба - применяется в технике выпиливания лобзиком. Геометрические орнаменты просты в выполнении, разнообразны. Практически в каждом предмете, украшенном углубленной резьбой, встречается кайма, вырезанная в виде различных полос.

Применяются И более сложные орнаменты - это круг с множеством лучей, треугольники, квадраты, цветы.

8. Плоскорельефиая резьба. Орнамент, выполненный в технике плоскорельефной резьбы можно выполнить и в технике выпиливания. Для этого вида резьбы используют растительные мотивы - траву, ягоды, лис-

тья.

9.   Разновидность плоскорельефной резьбы: аб-

рамуево-кудринская резьба по дереву. Все линии и порезы неровные, узор заовален, фон - бугорки, углубления почти черные, выступающие части как бы вытерлись от долгого употребления. Почти в каждой узор включена маленькая птичка, как бы своеобразная эмблема резьбы.

10.  Накладная резьба. Если фон гладкий, то такая резьба называется накладной. Светотень от резного узора накладной резьбы усиливает декоративность украшаемого предмета.

11.  Прорезная береста наиболее близка к сквозной пропильной резьбе и к выпиливанию лобзиком. Основной мотив в технике прорезной бересты - закрученный растительный побег с мелкими листьями. Узоры, которые вырезаны на бересте - плоские, гладкие. Завитки орнамента имеют точки соприкосновения для прочности. Резные узоры накладываются на темную поверхность древесины, кажутся изящными и кружевными. Кроме растительного орнамента в берестяном декоре используется элементы геометрических фигур, которые заключены в полоски, обрамляющие композицию.

Цветная фольга часто бывает фоном для прорезной бересты: поверхность украшаемого изделия покрывают тонкой фольгой, а на фольгу наносят берестяной узор. Кружево на фоне блестящей фольги имеет красивый вид. Фон из фольги используется и для выпиливания лобзиком.

78

12. Резьба в технике паргори - разновидность плос-корельефной резьбы с выбранным фоном. Орнамент всегда геометрический. Особенность резных изделий - резьбой украшают все детали. Техника паргори легко переносится в технику выпиливания, необходимо только не забывать о фактуре фона аля прорези выпиленной сетки.

13. Особенности работы лобзиком.

О разрабатывать, воплощать задуманный рисунок на дерево;

О вносить элементы новизны;

О изучать свойства используемых материалов и применять их в новых изделиях;

О украшать выпиленным орнаментом можно различные изделия; мебель, шкатулки, книжные полки, рамки для зеркал, вазы, хлебницы, и многое другое.

Работа лобзиком не требует больших материальный затрат, специальной мастерской. Выпиливать можно в любом помещении. По простоте и легкости исполнения выпиливание лобзиком является одним из наиболее доступных ремесел.

Условия, при которых готовое изделие будет радовать глаз и душу.

1.  Уделять внимание подготовке к выпиливанию;

2.  Обязательно учится подгонять и собирать изделия;

3.  Готовое изделие, кроме всего прочего, тщательно отделать.

Материалы, инструменты

Для начинающих заниматься выпиливанием лобзиком единственным материалом является фанера, причем неважно, из древесины какой породы. Однако с опытом резчики сталкиваются с необходимостью выбора фанеры, дощечек с определенной толщиной и из нужной древесины. Чтобы вещь получилась красивой, необходимо иметь хотя бы самые общие представления о строении древесины, ее пороках.

1. Древесина. На поперечном разрезе ствола различают сердцевину, заболонь, ядро, кору. Сердцевинные лучи светлые, блестящие, направлены от сердцевины к коре. При радиальном разрезе, годичные слои имеют вид продольных полос. Сердцевинные лучи имеют вид узких полосок разной длины. При тангенциальном разрезе, годичные слои имеют вид конусообразных или эллипсовидных линий, сердцевинные лучи в виде черточек.

На любом разрезе наблюдается рисунок, получившийся в результате перерезания волокон годичных слоев и сердцевинных лучей. Такой рисунок называется текстурой. Каждой породе древесины присуща своя текстура. Например у липы рисунок незаметен, у ореха четко выражен. Рисунок древесины можно усилить травлением, лакированием, обжиганием. Большое влияние на рисунок оказывает красящий пигмент, находящийся в волокнах. Текстура влияет на декоративную ценность

древесины, что важно при изготовлении мебели и поделок.

2. Виды рисунков.

О штриховой рисунок с мелкими однородными штрихами получающимися в результате разреза сердцевинных лучей (бук);

О муаровый рисунок виден на радиальном разрезе, образуется сосудами и имеет вид полос (береза, красное дерево);

О полосатый рисунок виден на радиальном разрезе ствола, в виде чередующихся темных и светлых полос разной ширины (хвойные породы, орех, красное дерево)

О волнистый рисунок виден на радиальном разрезе ствола, может быть получен путем фигурной волнистой обработки типа лущения режущим инструментом (ясень, береза).

О V-образный рисунок виден на тангенциальном разрезе. Рисунок формируют годичные слои неправильной формы. Текстура характерна для хвойных пород, а также дуба, ореха, ясеня.

О криволинейный рисунок проявляется на тангенциальном разрезе лиственных пород при аномальных условиях роста дерева.

Разновидности криволинейного рисунка:

1.  Раковинный.

2.  Наплывной.

Образуются при обработке комлевый части ствола, характерны для деревьев лиственных пород (карагача, березы, ореха, тополя). Такая текстура обладает ценными декоративными свойствами.

О Листообразный рисунок виден на тангенциальном разрезе, имеет вид замкнутых линий неправильной формы.

О Рисунок "птичий глаз" является разновидностью сучковатого рисунка характерен для остролистого Клена, карельской березы.

Основные пороки и свойства древесины

Цвет, блеск, структура поверхности очень важна при художественной обработке древесины.

1- Цвет древесины - основное средство декоративной выразительности, и свойство по которому одну древесину отличают от другой.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>