Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

Не доходя 4-5 мм до кромки листа, нож наклоняют так, чтобы лезвие накрыло оставшуюся линию и

вдавливают в древесину (это делается для предотвращения откалывания шпона).

О Прифуговывание кромок шпона проводят после разрезания его на листы. Прифуговывание проводят рубанком с двойным ножом, все элементы набора прифуговываются не по одному, а в пачке, толщиной 20-25 мм.

0 Стяжка листов шпона по торцам проводится только после устранения даже незначительных зазоров между элементами набора. Стяжка осуществляется клеевой лентой, для избежания сдвигов при стяжке, элементы набора прикрепляют к ровному щиту. Затем на

каждый шов наклеивают ленту, следы от иголок и кнопок зачищают шкуркой.

О Наклеивание шпона на основу выполняют двумя способами: 1. Запрессовкой 2. Притиранием. Плоские ровные поверхности наклеивают запрессовкой. Для

наклейки используют глютиновый клей, ПВА; наносить клей лучше всего кистью с жесткой щетиной, слегка втирая в основу. После обжатия в струбцинах пачку выдерживают сутки, затем разбирают. Клеевую ленту счищают ножом или циклей. Узкие детали наборов наклеивают притиранием. Притиранию не предшествует стяжка элементов. Набор выполняют последовательным прикладыванием элементов набора впритык друг к другу. Клей наносят на основу, элемент набора увлажняют и наносят на основу, поверхность набора притирают столярным молотком. После наклеивания подрезают кромки набора стамеской или пилой.

2.  Циклевание - выравнивание поверхности снятием тонкой стружки, выполняется циклей. Циклевание проводят вдоль волокон, чтобы не допустить волнистости поверхности. Поверхность твердых пород вначале увлажняют мокрой ветошью. Если циклюется поверхность выпиленного орнамента движения должны быть плавными, чтобы не сколоть циклей верхний слой рубашки Желательно выдержать угол наклона цикли постоянным от начала до конца циклевания.

3.  Шлифование - окончательная зачистка задиров, царапин, выполняется шлифовальными шкурками вдоль волокон, Шлифование состоит из Зх моментов: 1-й мо мент - среднезернистой шкуркой, 2-й момент - мелкозернистой шкуркой, 3-й момент - шлифуемую поверх ность немного увлажняют и зачищают шкуркой мельчайшей зернистости.

4. Дефекты выпиливания: скол на ветви орнамента, вытидение орнамента.

О Скол на ветви орнамента - распространенный дефект. Устранение: I. Ножом подрезают края скола под небольшим углом 2. Из того же листа фанеры срезают ножом кусочек лицевого слоя, делают клин. 3. Клин вставляют на место скола в вдвигают по направлению зауженного места. 4. Многократной подгонкой добиваются полного соответствия, вносят несколько капель клея и окончательно приклеивают.

О Выпадение ветви выпиленного орнамента -

разрушение всех слоев. Устранение: 1. На детали с выпавшей ветвью делают два прямолинейных пропила, скосы зачищают надфилем. 2. На кусочек такой же фанеры переводят контуры выпавшего орнамента, выпиливают лобзиком, подгоняют. 3. Концы детали смазывают клеем и прижимают сверху грузом.

5.  Сборка и подгонка деталей после устранения дефектов. Подгоняют детали стамеской, скальпелем, ножом, шкурками. Особенно тщательно равняются промежутки между пазами и шипами. Правильность подгонки контролируют угольником, приставляя его ко всем углам и краям каркаса. Подгонки мест соединения не требуется, если при сборке каркаса наклеиваются декоративные пластины с выпиленным орнаментом, так как они будут прикрыты накладным узором. Если все таки щели есть, их устраняют шпаклевкой или вставкой клиньев. Когда детали каркаса подогнаны, их пронумеровывают, чтобы не нарушать порядок сборки.

После склейки каркаса приступают к наклейке накладных элементов. Накладные элементы шлифуются, а затем наклеиваются на каркас.

6. Прозрачная отделка - направлена на сохранение естественных декоративных свойств древесины. Отделка подразделяется на 3 группы: защитная, декоративно-художественная, защитно-декоративная.

О Защитная отделка - нанесение лакокрасочных изделий для защиты от нежелательного воздействия внешней среды.

О Декоративно-художественная отделка - придает изделию красивый внешний вид,

О Защитно-декоративная отделка включает: облицовывание строганым шпоном; покрытие изделия лаками. Для тех, кто пока пользуется фанерой из бука и березы (которая не имеет красивого рисунка и цвета), предлагается несколько способов облагораживания фанеры.

О Крашение - искусственное изменение естественных свойств древесины. Цвет подбирают на пробном кусочке фанеры. Для окрашивания фанеры применяется поверхностное крашение (при глубоком крашении фанера может расслоиться). Краску наносят сначала поперек волокон, потом вдоль, наносят 2-3 слоя красителя. Высушенную фанеру полируют суконкой.

О Нанесение слоя прозрачного лака. Часть лака впитывается фанерой, часть остается на поверхности. При нанесении второго слоя, лак впитываться не будет,

так как поверхность загрунтована первым слоем, но поры открыты. На выпиленных изделиях образуются защитные покрытия с помощью лака без грунтовки; если на нести 3-4 слоя лака, то защитное покрытие из лака зак роет поры,

О Грунтование с порозаполнителем - сохраняет текстуру и цвет древесины. При отделке шеллачными политурами применяют сухой порошок пемзы. Жидкую грунтовку наносят так же как и лак. Порозаполни-тель наносят кистью с жесткой щетиной. Сухими порошками заполняют поры в процессе отделки. После подсушивания грунтовки поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой.

О Воскование выпиленных изделий - материалом является пчелиный воск, из которого готовят мастику. К воску добавляют скипидар или бензин (100 г • воска т- 400 г скипидара; 1 г воска + 2 г бензина) Прочность восковой пленке придает канифоль (2-3 щепотки). Наносимая мастика должна быть теплой, после подсушивания тщательно растирают суконкой. Заключительный этап воскования - сушка, в течение суток (если добавлялся скипидар), не менее 5 часов (если добавлялся бензин). Детали, отделанные воском, не должны подвергаться воздействию влаги.

7. Техника безопасности. Соблюдение техники безопасности является важным моментом при отделке выпиленных изделий. Большинство препаратов являются вредными для здоровья, ядовитыми, поэтому соблюдение техники безопасности при травлении, отбеливании

необходимо:

О помещение должно иметь принудительную вентиляцию;

0 химикаты хранить в закрытой таре с подписями;

0 работать в перчатках, фартуке, респираторе;

0 соблюдать правила противопожарной безопасности.

Художественно-эстетические основы резьбы лобзиком

Принципы композиции

Чтобы самостоятельно создавать новые изделия, необходимо знать основные принципы разработки и технические приемы выполнения. Считают, что красота изделий зависит лишь от внешнего украшения орнаментом. Много внешне красивых вещей, но бесполезных в использовании. Все выпиленные изделия должны соответствовать окружающей обстановке. Средства композиции разные, расслютрим некоторые из них.

1.  Пропорция - соотношение частей изделия между собой Создание композиции любого изделия начинают с определения общих пропорций, определить общий объем, а потом разрабатывать композицию деталей.

2,  Симметрия, асимметрия - это средство композиции, основа; расположение частей изделия относительно оси, центра плоскости. Симметрия - равновесие всего изделия, это свойство характерно изделиял!, находящимся в покое. Асимметрия свойственна движущимся предметам.

Зч Масштабность- тесно связана с размерами деталей. К крупным изделиям подойдут крупные детали, к мелким - мелкие детали.

4. Контрастность - сущность композиции, постро-

енная на контрасте, в противопоставлении высокого и низкого, темного и светлого, тяжелого и легкого и т.д. умело использовать контраст, это придавать изделию красоту и выразительность.

5.  Цвет изделия не рассматривается отдельно от формы, размеров, нахождения в пространстве. Цвет должен гармонировать с окружающими предметами.

6.  Фактура поверхности придает выразительность изделию. Может быть гладкой или шероховатой, матовой или блестящей. Орнамент детали , обработанной по разному, может быть зеркальным или матовым.

7.  Нюансы легкие цветовые различия. Орнамент из желтоватой березы отличается от орнамента из буковой фанеры, если они оба выполнены на темном фоне.

Конструкция, форма изделия

Различают 3 формы изделий; 1) функциональная, 2) конструктивная, 3) эстетическая.

О Функциональная форма - определяет назначение изделия;

О Конструктивная форма - определяется свойствами фанеры, ДСП;

О Эстетическая форма - художественно значимое изделие.

В зависимости от формы изделия для выпиливания лобзиком делят на 4 группы:

1.  Плоские изделия и детали - выпиливают из фанеры или тонкой дощечки: плоские геометрические фигуры, силуэты людей и животных; детали с сквозным пропиливанием - рамки для фотографий, карнизы, плоские подносы. В плоских изделиях нет столярных соединений. Толщина изделия зависит от количества слоев склеиваемого материала.

2.  Изделия со взаимно пересекающимися деталями - такие изделия имеют столярные соединения, они уже нами описывались. К ним относятся: скамейки, табуретки, полочки д\я ванной , кухни.

3.  Объемные многогранные геометрические фигуры, такие изделия чаще всего выпиливают лобзиком, это: вазы, шкатулки, хлебницы, коробки. Применяются столярные соединения всех видов.

4.   Изделия округлой формы состоят из многих плоских деталей, соединенных между собой кругом или кольцом. Кольцо или круг служат основанием изделий. Такой способ соединения деталей позволяет создавать изделия не только круглой формы, но и овальной. При разработке формы изделия необходимо помнить об удобствах пользования изделием. От конструкции зависит порядок отделки, склеивания, сборки.

5.  Эскизы изделий - линейные, графические, объемные.

О линейные эскизы выполняются контурными линиями;

О графические эскизы с помощью теней;

О объемные эскизы изготавливают из картона или плотной бумаги.

Все эскизы делаются в трех проекциях: фас-вид спереди, план-вид сверху, профиль-вид сбоку. Определив конструкцию будущего изделия можно приступать к выпиловочным работам.

Изготовление и установка фурнитуры

Работая над изделием подбирают фурнитуру: врезные и накладные петли, ручки, замки, защелки. Фурнитура - необходимый элемент изделия. Удачно подобранная фурнитура является украшением изделия, его необходимым элементом. Изделия, выпиленные лобзиком, можно украшать фурнитурой, имеющейся в продаже, но часто ее изготавливают своими руками. Изготавливается фурнитура из дерева, металла, кости, перламутра. Для выпиленных изделий используются покупные петли, в продаже имеются шарнирные петли. Врезать петли лучше перед наклеиванием накладной детали на каркас. Петли собирают так:

О отгибают с одного конца оси усик под прямым углом;

О на другой конец нанизывают одно из крайних звеньев, затем среднее и второе крайнее;

О среднее звено нанизывают так, чтобы отверстия были открытыми.

Отверстия сверлят дрелью или шилом, так же, как отверстие для продевания пилки лобзика.

Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком

Орнамент - это узор, состояний из ритмически повторяющихся элементов.

1.  Геометрический орнамент - состоит из различных геометрических элементов (ромбов, звезд, квадратов, кругов и т.д.)- Основа орнамента - строгое чередование геометрических элементов, употребляется с другими типами орнамента.

2.  Растительный орнамент - в выпиливании по дереву самый распространенный. Популярными были и есть: виноградная лоза, тюльпан, лилия.

3.  Каллиграфический орнамент - состоит из отдельных букв, пословиц. Данный орнамент характерен для искусства Японии. Декоративный эффект достигается в сочетании с растительным орнаментом.

4.  Фантастический орнамент - изображения мифических существ, использовался в пропильной резьбе.

5.  Животный орнамент - упрощенные изображения птиц, зверей: красиво сочетается с растительным орнаментом.

6.  Геральдический орнамент - элементами орнамента могут быть оружие, знамена, маски, гербы и т.д.

7.  Сетчатый орнамент (узор), заполняет всю поверхность изделия. Сетчатый орнамент состоит из пяти систем точек.

С квадратная - основа квадрат,

О треугольная - основа равносторонний треугольник,

О прямоугольная - основа прямоугольник,

О ромбическая - основа ромб,

О параллелограл1мовиднал - основа параллелограмм с разным наклоном ячеек (влево, вправо)

8. Мотив - главная часть орнамента, может состоять из одной простой фигуры, или из нескольких. Рисунки ■лотивов могут быть самые разнообразные но в композиции орнамента повторение орнамента обязательно.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>