Работы по дереву столярные работы, резьба по дереву, инкрустация

9.  Раппорт - повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения орнаментальных полос и сетчатых орнаментов.

10.  Пропорция - соотношение нескольких элементов орнамента (рисунка и фона, размера и мотива)

11.  Ритм - повторение и чередование элементов орнамента (ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов орнамента)

12. Закон трехкомпонентности имеет важное значение при выпиливании лобзиком. Разнообразие орнамента и его сложность показывается тремя различными признаками: размерами орнамента, его поворотами, интервалами между мотивами.

Орнамент и его распределение на изделии

Орнамент должен соответствовать изделию. Важно правильно распределить орнамент по изделию. Прежде всего необходимо определить, что же будет в центре композиции.

1.  Центр композиции - место нахождения всех связей между элементами орнамента. В выпиливаемых изделиях центр композиции выделяется по следующим признакам:

О часть изделия, которая крупнее по массе, размеру, объему - выделяется среди других, может быть центром композиции;

О центра композиции можно достичь более сильной орнаментацией изделия;

О центральная часть будет выделятся, если узор по величине будет меньшим, чем крайние части изделия.

Основное требование к распределению орнамента на изделии: связь орнамента с изделием и окружающей обстановкой.

2.  Техника выполнения орнамента при выпиловочных работах:

О на листе изображаются контуры детали вписанные например в эллипс;

О провести 2 оси, делящие деталь на четыре равные части;

О наметить выбранный узор по всей плоскости эллипса;

О разрабатывать узор можно и на четверти композиции (оформлять завитки, изменять форму);

О прорисовать невыразительные контуры узора более четко.

3. Использование природных форм придает изделию художественную красоту и ценность. В выпиловочных работах природные мотивы часто изменяются (форма листьев удлиняется, вводятся ответвления). Эле-

менты растительного орнамента должны обязательно соприкасаться между собой. Выпиливанию свойственны плоскостные украшения. В резьбе лобзиком легче всего выпиливать контуры предмета, поэтому интересны растительные (природные) формы, листья клена, винограда, дуба. При переносе на бумагу проекта композиции определяют назначение орнамента, способ его выполнение

Техника выполнения различных конструкций изделий

1. Плоские изделия.

а)  Матушки для ниток, простейшая по конструкции изделие. Выпиленные, отделанные, украшенные различными орнаментами - хороший подарок для любой женщины. Выпиливается геометрический, животный орнаменты. Материалом для матушек является буковая фанера. По внешнему контуру матушки зачищают шкуркой или отделывают буковым шпоном.

б)  Накладки дверок шкафов выпиливают из буковой фанеры. Если дверцы темные, накладка должна быть светлее, если светлые - накладка более темная. Последовательность наклейки накладки;

О накладку помещают на место и обводят карандашом;

О на деталь наносят клей, выдерживают несколько

минут;

О совмещают накладку и прижимают к поверхности.

Детали для обрамления выпиливают из березовой фанеры. Для дверцы гладкой мебели предпочтительнее угловая накладка.

в)  Рамка для зеркала овальной формы состоит из 3-х деталей: лицевой, внутренней и тыльной сторон. Толщина фанеры для внутренней стороны зависит от толщины зеркальной поверхности. Внутренняя деталь должна быть толще зеркала. Лицевую и тыльную детали

выпиливают из тонкой фанеры, до 3 мм толщиной. Березовая фанера будет краситься и не подойдет. Последовательность сборки рамки:

О оклеить шпоном кромки и торцы смотрового отверстия;

О подклеить фон к тыльной и лицевой деталям;

О склеить внутреннюю деталь с тыльной, вставить зер^ кало;

О наложить лицевую деталь и окончательно склеить;

О зачистить кромки рамки, оклеить шпоном.

г) Карниз выпиливают по частям и склеивают. Состоит из Зх деталей: линейной части, угловой розетты, узкой розетты. Для удобства выпиливания размер од-ной линейной части не должен превышать длины рамки лобзика. Основные детали выпиливают из березовой фанеры. Сборка и склейка карниза производится так:

О подклеить матерчатый фон;

О наклеить линейные и тыльные накладки на основу;

О обработать и подогнать под ширину основы с наклеенными на нее накладки;

О собрать угловые и узкие розетты;

О на основы розетт наклеить накладки с узором;

О с тыльной стороны розетт наклеить деревянные брусочки для закрепления их на карнизе;

О вставить и наклеить розетты на концы карниза;

О желательно оклеить шпоном.

2. Объемные изделия

а)   Подставка для яиц - простейшее изделие, которое соединяется между собой на задвижных шипах. Для выпиливания используют березовую фанеру с обеих сторон, покрыть маслянным лаком.

б)  Табуретка - конструкция табуретки образуется 2-мя деталями, выпиливаются они из многослойной фанеры;

0 в одной детали прорезь для шипа находится сверху, в другой - внизу;

О после сборки крестовины образуется 4е ножки;

О на них наклеивают накладки с орнаментом;

О накадки выпиливают из трехслойной фанеры;

О кромки и торцы ножек оклеивают шпоном поверх волокон;

О для контраста светлые ножки оклеивают темным шпоном.

в) Салфетница - каждая половина салфетницы состоит из основы выпиленной из 3-х слойной фанеры:

О накладки выпиливаются из той же фанеры;

О наклеивают накладки на основу;

О боковины салфетницы оклеивают из древесины плодовых пород.

Объемные изделия с тонким и сложным орнаментом рассчитаны на опытных мастеров.

Ш. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Материал

Самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Какой использовать материал и где его взять? В настоящее время приобретение материала для резьбы не вызывает вопросов. В больших городах и в поселках существуют магазины по продаже лесоматериалов. А вот какую заготовку приобрести, это вопрос Нельзя указать на конкретный сорт древесины, как самый лучший для начинающего резчика.

1- Липа. Бытует мнение, что липа - самый подходящий сорт древесины для начинающего резчика. Легкость резания липы, мягкость - являются отрицательными качествами для начинающего. Не имея практики в резьбе, можно поранить поделку, чего нельзя делать с твердой древесиной. Липа требует очень острых инструментов из-за мягкости, ибо она не режется, а мнется. Липа хороша для резчика-профессионала, он быстро и без больших усилий придаст исходному материалу контуры будущей поделки.

2. Сорт древесины. Сорт древесины для резчика имеет большое значение, светлая и однотонная древесина подойдет для портрета.

3.  Береза, красная и черная ольха, осина, для тонкой, ажурной резьбы.

4.  Ель, сосна для поделок крупными элементами рисунка.

5.  Дуб, хвойные породы для выявления сюжета и внесения в резьбу оригинальности.

6. При выборе древесины учитывается твердость, сви-

леватость, способность легко колоться, устойчивость к влаге, коро6ле*гию. Поэтому выбор сорта древесины должен обдумыватъся одновременно с сюжетом резьбы и технологией выполнения. Удачно выбрать древесину - это начало успеха в работе. Эстетическая ценность поделки -это качество ее выполнения.

7.  В резьбе по дереву используют древесину мягких пород (осина, тополь, липа) и твердых (бук, клен, береза, дуб). Древесина должна быть без дефектов.

8. Дефекты. Дефекты затрудняют резание древесины, портят общий вид изделия, в местах дефектов древесина чаще ломается, скалывается, трескается.

9. Срез древесины. Для качества резьбы имеет значение срез древесины, который получается при распиливании бревна на заготовки. Многие резчики предпочитают резать по прямослойной древесине радиальной распиловки т.к. такая древесина лучше обрабатывается и изделие со временем не коробится. Резьба на тангенцальном срезе получается красивой, благодаря текстуре древесины.

Оборудование, инструменты

В резьбе по дереву применяются как обычные столярные инструменты (пилы лобзики, струги, сверла), так и специльные: ножи-косячки, фигурные стамески, клкжарзы, церазики, уголки, рашпили, чеканы.

1. Нож-косячок - один из основных режущих инструментов, используется как в выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и в зачистке резьбы кончиком ножа. В зависимости от толщины полосы стали определяют и размер ножа. Желательно иметь несколько ножей разной формы кончика: от острого (30е)

до закругленного.

Лезвие ножа должно быть очень острым, как у бритвы. Наточить и отшлифовать нож можно используя микрокорундовый брусок для правки. Полируют инструмент на войлочном круге с пастой ГОИ. Отполированное лезвие ножа дает чистый сочный срез.

2. Резаки - основной инструмент для контурной и геометрической резьбы. Резак может быть широким или узким, в виде плоской стамески или сапожного ножа, всё зависит от того, с каким размером элементов рисунка вы будете работать.

Изготовить резак можно из ножовочного полотна для металла. Можно переточить в резак обычную плотничью стамеску. Резаками делают широкую прямоугольную канавку. Желательно иметь резак широкий - 30 мм.

3. Прямые стамески - применяют для зачистки фона. Ширина полотна от 3 до 300 мм.

4.  Полукруглые стамески - основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, ширина полотна от 3 до 25 мм.

5.  Клюкарзы - используют для глубокой резьбы и зачистки фона. 2>го такие же прямые или полукруглые стамески, но с изогнутым около режущего конца полотном, что позволяет с большим удобством выполнять резьбу не-

которых фигурных поверхностей. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.

6.  Церазики - служат для прорезки канавок, жилок, рельефно-вогнутых линий - такая же полукруглая стамеска, только маленьких размеров с высокими бортами.

7.  Уголки - применяют для прорезания жилок и канавок шириной от 5 до 15 мм. Могут быть в форме клюкарзы или с прямой шейкой.

8. Рашпили - применяют для обработки поверхностей.

9. Чеканы - стальные стержни с рельефным узором на торце для выдавливания на древесине небольших углублений.

10.  Разметочный инструмент. В качестве разметочного инструмента для перевода рисунка с бумаги на заготовку применяют: карандаши, чертилки, линейки, угольники, ярунок, маяки, циркуль, транспортир, кальку, копировальную бумагу.

11. Прочий инструмент резчика: топор, ручная электродрель, цикля, стружок полукруглый, стружок плоский, киянка, кронциркуль, напильник, рифленка, шкурка, наждачная бумага.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >>>