Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум

Это процедура обязательна, поскольку цементное молоко, оставленное на поверхности, затвердевает и превращается в пленку, которая сделает крошку невидимой, что, естественно, скажется на декоративности мозаичного пола. Удалив цементное молоко, начинают работать стальными гладилками для придания поверхности идеальной ровности и гладкости, следя за тем, чтобы крошка равномерно по ней распределилась.

Как и при укладке нижнего слоя, мозаичным раствором заполняют нечетные полосы, потом четные, или на-

оборот, не забыв убрать маяки. После них остаются борозды, которые тоже заполняют используемой массой. Пустоты между покрытием и стенами (это компенсационные зазоры, благодаря которым при осадке здания полы не пойдут трещинами) закладывают полосами толя или рубероида и декорируют плинтусом из мозаичного раствора. Для этого подготавливают деревянный шаблон длиной 2 м, который профильной стороной укладывают к стене и фиксируют грузом. Промежуток между стеной и шаблоном заполняют жестким раствором и уплотняют. Как только он схватится, рейку передвигают дальше и повторяют всю процедуру.

Через 2 суток мозаичный пол забрасывают опилками (толщина слоя — примерно 3–4 см) и еще в течение 5–7 дней увлажняют водой из лейки. Вместо опилок можно воспользоваться мешковиной. Если температура в помещении превышает 15° С, покрытие 3–5 дней поливают 2 раза в день. Соблюдение таких условий поможет сделать покрытие более долговечным.

Поскольку мозаика ассоциируется с разноцветными элементами, то и покрытие можно сделать многоцветным, например украсив его разноцветными квадратами, ромбами или другими фигурами. Для этого применяют прокладки из различного материала, уложенные по контуру фигуры. Чтобы положить многоцветное мозаичное покрытие, поверхность уложенного подготовительного слоя размечают (обычно узор выполняют с фризом) и мелом наносят на него контуры рисунка. После этого рейкой отмечают границу фриза и образовавшийся промежуток между ней и стеной укладывают рамки (обычно они быва-

ют деревянными) в соответствии с планом. Не стоит напоминать, что работа постоянно контролируется с помощью угольника и строительного уровня. Верх рамок должен совпадать с верхом мозаичного покрытия. Сами рамки, чтобы они не сдвинулись в процессе набивки их раствором, горизонтально фиксируют клиньями, а вертикально — растворными марками.

Процесс укладки мозаичного покрытия начинают с заполнения фриза светлой смесью, потом темной смесью заполняют пространство между рамками, которые вместе с рейками удаляют после того, как раствор отвердеет. Борозды, оставшиеся после них, заполняют контрастной по цвету массой и осторожно разравнивают кельмой, стараясь не сместить крошку в поверхностном слое.

После того как поверхность выровнена и стала абсолютно горизонтальной, ее утрамбовывают и заглаживают, используя тот же инструмент, что описан выше. Уход за покрытием до его окончательного отвердения должен быть таким же, как и при выполнении одноцветного мозаичного пола.

Отличительной особенностью многоцветного покрытия является то, что рисунок на нем обрамляют жилками, которые после отвердения покрытия не извлекаются.

Для их установки в еще не отвердевшем растворе нижнего слоя по контуру узора проделывают бороздки (для этого можно использовать отрезовку или лопатку) и вкладывают жилки (полоски из стекла толщиной 3–5 мм или металла (стали, алюминия, латуни и пр.) толщиной 1–2 мм), высота которых должна быть примерно на 1,5 мм больше верхнего слоя мозаичного покрытия.

Если раствор отвердел, поступают по-другому: в нижней части жилок длиной 1,5 м выполняют 3 отверстия диаметром 4–5 мм и вбивают в них гвозди, которые в качестве анкеров будут удерживать жилку. В результате образуется жесткий каркас, отдельные фрагменты которого заполняют раствором, например, 2 цветов, размещая их в шахматном порядке. А в остальном методика выполнения работ совпадает с ранее описанными, то есть раствор уплотняют, удаляют цементное молоко и заглаживают круговыми движениями.

Мозаичные полы можно украсить и круглыми элементами из разноцветного раствора. Для этого используют круглые шаблоны, которые укладывают на подготовленный нижний слой в соответствии с рисунком. По внешнему контуру шаблоны обрамляют жилкой. Пространство вокруг заполняют раствором. После того как он схватится, деревянный шаблон извлекают, а в образовавшийся круг вкладывают шаблон другой формы, обрамленный жилкой, и заполняют раствором другого цвета. На этом работа может не заканчиваться, так как по такому же принципу можно вкладывать очередной шаблон другой формы. В результате получается многоцветная розетка.

Выполнив мозаичное покрытие, зазор между ним и стеной заполняют рубероидом или толем и оформляют плинтусом, как было описано ранее.

Следующий этап одинаков как для одноцветного, так и для многоцветного мозаичного пола. Необходимо отделать покрытие. Поскольку оно недостаточно ровное, его можно покрыть цементной пленкой, закрывающей узор. Поэтому следует перейти к отделке мозаичного покрытия, которое включает в себя:

1)  обдирку, которая предполагает снятие слоя цементного камня, в результате чего открывается заполнитель, который обеспечивает декоративность пола;

2)  шлифование. Это чистовая обработка покрытия, в результате которой заполнитель максимально выступает на поверхности;

3)   полирование, то есть придание поверхности блеска. К обдирке и шлифованию приступают через 5–7 дней,

так как к этому времени покрытие становится достаточно прочным и можно не бояться, что крошка заполнителя будет выламываться. При большой площади покрытия применяют самоходные мозаично-шлифовальные машины с высокой производительностью (примерно 200 м2/ч). Если площадь покрытия не очень значительная, используют менее производительную машину — до 12 м2/ч.

Предварительно поверхность мозаичного покрытия увлажняют водой и посыпают кварцевым песком слоем примерно 5 см для предотвращения образования на полу царапин и других мелких дефектов. Кроме того, в результате этого шлифовальные круги истираются в меньшей степени. Наличие воды позволяет снимать тонкие слои, поэтому в процессе обдирки на поверхность подается тонкая струя воды. Шлифовальную машину медленно перемещают из стороны в сторону. Когда заканчивается одна полоса, переходят к следующей и продолжают работу в противоположном направлении.

Если в качестве заполнителя используют мраморную крошку, в воду вливают раствор кальцинированной соды (1–1,2 кг на 1 м3 воды), благодаря чему сокращается время обработки. По мере образования мелкого мусора его

собирают, сметая щеткой. Для обдирки труднодоступных мест применяют универсальную шлифовальную машину с гибким валом.

При небольших объемах работ обдирку можно осуществлять вручную шлифовальными кругами. Для плинтусов предназначена профильно-шлифовальная машина, оснащенная сменными головками. Если по ходу обработки отдельные места выкрашиваются, их шпатлюют цементным раствором, а мелкие углубления увлажняют и покрывают сухим цементом.

Если для обдирки на машину устанавливают крупнозернистые круги (№ 16–24 с размером зерна 359–1190 мкм), то для шлифования — мелкозернистые (№ 60–80 с размером зерна 125–250 мкм), а сам процесс осуществляется по той же методике и с использованием той же машины. Когда покрытие достаточно отшлифовано, его очищают от пыли, мелких отходов и моют.

После обдирки и шлифования поверхность мозаичного покрытия становится тоньше на 5–7 мм, но благодаря этому каменная крошка максимально близко подходит к поверхности, делая ее декоративной и насыщенной.

Если не предполагается отделка высокого качества, можно остановиться на шлифовании. В противном случае покрытие шпатлюют, начисто шлифуют, выполняют лощение и полируют. Поверхность шпатлюют следующим образом: ее увлажняют и присыпают сухим портландцементом, который может быть белым или цветным. Потом шлифовальной машиной его втирают в покрытие, перемещая ее на себя, иначе ее колеса, как и ноги мастера, сотрут слой шпатлевки.

Для чистого шлифования на машине заменяются шлифовальные круги, которые должны быть мелкозернистыми. Эта процедура предназначена для того, чтобы удалить лишнюю шпатлевку.

После этого приступают к лощению, которое осуществляется вручную природным шиферным камнем (например, черным или зеленым карбидом кремния и др.), хотя применимы и мозаично-шлифовальные машины. Лощеная поверхность становится матовой и немного шероховатой, для устранения чего прибегают к полированию. Поверхность промывают водой и обрабатывают, заменив шлифовальные мелкозернистые круги войлочными или суконными. В процессе полирования поверхность посыпают специальным порошком.

Эта работа может быть заменена обработкой поверхности восковой пастой, легко приготавливаемой в домашних условиях. Сначала стеарин (2 части), парафин (1 часть), воск (1 часть) и канифоль (0,25 части) растапливают и разводят скипидаром (10 частей), после чего пасту равномерно наносят на поверхность и обрабатывают шлифовальной машиной с войлочными кругами. В результате покрытие становится зеркально блестящим.

Места под батареями и в углах полируют вручную щеткой или сукном, натянутым на деревянный брусок. Такую процедуру систематически повторяют по мере эксплуатации покрытия. Она делает его прочным, долговечным, устойчивым к истиранию, не подверженным воздействию масел, бензина и пр.

При укладке мозаичных полов возможны дефекты, которые объясняются нарушением технологии, использо-

ванием материалов несоответствующего качества, отступлениями от проекта или отсутствием опыта при самостоятельной работе.

Например, возможно отслоение покрытия — бучение. Для его обнаружения достаточно простучать поверхность. Глухой звук свидетельствует о наличии этой погрешности на данном участке. Покрытие в таких местах удаляют, на основании или нижнем слое выполняют насечки, тщательно промывают водой и укладывают мозаичный раствор, цвет которого не должен отличаться от окружающего.

Образование поперечных или продольных трещин является следствием отсутствия деформационного шва в нижнем слое. Чтобы устранить такой дефект, поврежденный участок удаляют и выполняют работу с соблюдением технологии.

Наличие небольших углублений на поверхности является результатом обработки покрытия, которое еще недостаточно отвердело. Для их устранения наносят слой шпатлевки (ее можно приготовить из цемента, мраморной муки и пигмента) и хорошо все шлифуют.

Каменная крошка может неравномерно распределяться по поверхности покрытия. Это можно объяснить тем, что шлифование покрытия было недостаточным, в результате чего крупный заполнитель открылся лишь частично. Кроме того, данный дефект может обусловливаться и такими причинами, как плохое перемешивание мозаичного раствора и нарушение технологии выравнивания мозаичной смеси после ее укладки. Если он обнаружен на видном месте, участок полностью удаляют и переделывают работу. В других случаях достаточно отшлифовать такую поверхность.

Не исключено появление на мозаичном покрытии выцветших участков. Это происходит следствие воздействия на краситель щелочи, которая присутствует в цементе и других составляющих раствора. Способ устранения один: удалить покрытие и заменить его другим — с щело-чеустойчивыми пигментами.

Готовый пол должен отвечать следующим требованиям:

1.  Поверхность должна быть ровной, горизонтальной (допустимо отклонение не более 4 мм), одинаковой по толщине, с равномерно распределенной по ней крошкой.

2.  Отклонения от уклона могут составлять не более 0,2%, что контролируется особым шаблоном и рейкой.

3.  Прочность покрытия должна соответствовать ГОСТу 5802—78.

4.  Наличие каких-либо дефектов вроде выбоин, трещин и иного недопустимо.

5.  Жилки обязательно должны иметь четкую геометрическую форму.

ГЛАВА 7. АКСЕССУАРЫ

Для маскировки щелей между напольным покрытием и стеной предназначены плинтусы. Кроме того, они предохраняют стены от загрязнения при уборке, а напольное покрытие — от проникновения влаги.

ПЛИНТУСЫ

Завершает укладку напольного покрытия установка плинтусов (рис. 82), что необходимо не только с эстетической (маскировка различных неровностей, зазора между покрытием и стеной), но и с функциональной точки зрения, поскольку они могут прикрывать слаботочную электропроводку и обеспечивать звукоизоляцию.

Качество пола во многом зависит от правильности выполненного сопряжения между ним и стеной. Бетонную стяжку изолируют от стен мягкими материалами, например ДВП, что обеспечивает ударную звукоизоляцию.

Для этого же напольное покрытие при укладке не доводят до стены на 10–15 мм. Образующийся промежуток предохраняет напольное покрытие от вспучивания, короб-

ления и одновременно обеспечивает его вентиляцию. Чтобы скрыть зазор, и используют плинтусы. По цвету они обычно совпадают с напольным покрытием, а их ширина определяется высотой помещения и дверных проемов.

По материалу, из которого могут быть изготовлены плинтусы, они классифицируются на следующие виды:

1)  из слоеной древесины;

2)  из массива;

3)  из формованного картона;

4)  из пластика.

В специализированных магазинах можно встретить ламинированные плинтусы из ДВП, предназначенные для

оформления панелей из ламината. Он состоит из несущей основы MDF, поверх которой наклеены пленки, имитирующие дерево, камень и пр.

При изготовлении плинтусов обычно используют древесину твердых пород, причем от этого зависит и способ отделки плинтусов, например плинтус из дуба лакируют, а из сосны — окрашивают масляными красками.

Деревянные плинтусы производят длиной от 2,1 м с градацией 100 мм. При покупке плинтусов следует обратить внимание на ряд моментов:

1)  лицевая сторона должна быть остроганной и покрытой грунтовкой;

2)  показатель влажности не может превышать 15% (для бука и дуба этот показатель равен 6–10%);

3)  плинтусы должны быть свободными от сучков диаметром более 20 мм, а также от плесени, трещин и других пороков древесины.

Для плинтусов из массива используют древесину ценных или экзотических пород. В магазинах они реализуются в уже отшлифованном или лакированном виде. Разработаны плинтусы с продольными вставками для маскировки крепежа. Специально для колонн созданы гибкие варианты из массива.

Плинтус может состоять из основы, в качестве которой выступает древесина неценных пород, на которую приклеен шпон из дуба, бука, клена и других ценных пород.

Основное преимущество пластмассовых плинтусов заключается в том, что они не нуждаются в какой-либо доработке, поскольку обладают гладкой поверхностью, прокрашенной на всю глубину.