Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум

8. Бетонное основание вполне подходит под настилку линолеума, но оно тоже нуждается в соответствующей подготовке, в частности выпуклости должны быть срублены, а впадины заполнены цементно-песчаным раствором. При множественных погрешностях выполняют стяжку. Для монолитной стяжки используют цементно-песчаный раствор М150 и выше слоем толщиной 20–50 мм. Для недопущения трещинообразования ее увлажняют в течение 7–10 дней. Если линолеум будет приклеиваться мастикой, основание грунтуют битумной грунтовкой.

Стяжка может быть выполнена и из цементно-песча-ных плит размером 500 х 500 х 35 мм с пазогребневым соединением.

Непосредственно перед укладкой линолеума поверхность тщательно очищают от мусора и пыли.

Возможные конструкции основания под линолеум наглядно представлены на рис. 9.

ГЛАВА 2. ПАРКЕТ

Если представить, с каким пиететом мы сейчас относимся к паркету, тем более к художественному, то вряд ли кто-то может предположить, что первоначально во Франции паркетом именовали огороженный загон или маленький парк (от фр. parquet). В XIV веке так называли застеленную ковром часть зала, в которой происходили аудиенции. Постепенно вместо него стали выкладывать «ковер» из брусков, сохранив прежнее название «паркет». Наиболее любимым был узор «елочка», Фридрих Великий считал его королевским.

Своего совершенства паркет достиг в XVII веке. При этом искусство паркета развивалось в русле тенденций, господствовавших в то время в искусстве и архитектуре.

На Руси полы издревле настилали из широких досок, но в XVI веке и здесь появились полы из «дубовых кирпичей» — тех самых планок (клепок, плашек), которые укладывали в «елочку». В отличие от благородного паркета такой пол называли «косящатым».

Для этого периода характерно интенсивное развитие такого исконно народного ремесла, как резьба по дереву, которое вместе с мастерством художественной обработки древесины, известным нам по древнерусскому

деревянному зодчеству, дало толчок для развития художественного паркета в России.

Первоначально паркет, имеющий форму кирпича, укладывали на известковую основу, зазоры между которыми заполняли смесью извести и смолы. По периметру стен делали бордюр из дуба.

Русский паркет в XVIII веке испытал значительное влияние со стороны высокохудожественной резьбы по дереву, которой занимались мастера при Оружейной палате. В 1711 году Пётр I перевел их в Санкт-Петербург. Именно ими был выполнен паркет во многих дворцах столицы.

В XVII–XIX веках паркет изготавливали и настилали только вручную. С конца XIX века паркетные щиты стали производить в условиях фабрик, а к началу XX столетия было налажен массовый выпуск паркетной клепки из различных пород древесины. Способы укладки паркета также не отличались оригинальностью, художественный же паркет становился редкостью, полюбоваться им можно было только в Зимнем дворце и других подобных местах. Положение изменилось только к 1960-м годам. Художественный паркет сохранился благодаря усилиям реставраторов. Хотя и сегодня эта работа по-прежнему требует особой тщательности и ювелирной точности, но многое выполняется с применением современной сложной техники — вплоть до лазера и компьютеров.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Паркет (так же называется и сам пол) представляет собой напольное покрытие, настилаемое по заранее раз-

работанному рисунку из отдельных строганых дощечек, которые называют планками, плашками или клепками. Его выкладывают как в общественных местах, так и в жилых домах. Отличительными чертами паркетного покрытия являются его особая декоративность, экологичность, практичность и долговечность, которые сопровождаются также высокими функциональными качествами, поскольку для паркета характерна малая тепло- и звукопроводимость.

Данным напольным покрытием можно расширить узкую комнату, а маленькую — увеличить в объеме. Для этого достаточно в первом случае укладывать паркет по челночному типу вдоль узкой стороны комнаты, а во втором следует использовать паркет светлых тонов.

Материалом для паркета служат различные породы древесины — дуба, бука, вяза, клена, лиственницы или березы. Для художественного паркета используют ценные породы — орех, черное или красное дерево.

В бытовом отношении наиболее практичным является дубовый паркет, который имеет выраженную текстуру, не подвержен температурно-влажностным колебаниям и обладает высоким показателем жесткости (от этого зависит его износоустойчивость).

Обычно штучный паркет изготавливают из древесины лиственных пород, поскольку своей твердостью и устойчивостью к истиранию она выгодно отличается от хвойной древесины.

По вертикальной структуре паркет разделяют на 2 типа — из массива и многослойный. Если первый представляет собой монолит, то у второго различают лицевую часть, выполненную из древесины ценных пород и, как

правило, более тонкую, и нижнюю часть, изготовленную из 2 слоев хвойной древесины, волокна которой направлены в противоположные стороны.

Рисунок на клепках зависит от текстуры древесины, которая бывает радиальной и тангенциальной (рис. 10).

Поперечный распил древесины для изготовления клепок встречается крайне редко, поскольку концентрический рисунок годовых колец не столь декоративен.

При радиальном распиле на клепках рисунок годовых колец образуется параллельными линиями. Этот вид паркета самый красивый и дорогой. При тангенциальном распиле рисунок на клепках отличается особой живостью, поскольку кольца располагаются хаотично, но такой паркет ценится меньше.

Выбирая паркет, необходимо руководствоваться правилами, которые гласят, что его текстура и цвет должны гармонично сочетаться с интерьером, а окна, подоконники, двери и пол должны быть одинакового цвета.

Главное, о чем обязательно следует помнить: общая композиция рисунка будет нарушена, если использовать паркет из древесины разных пород.

Качество паркета определяется по нескольким параметрам:

1)  по внешнему виду, в чем немалая роль принадлежит цвету и текстуре древесины, то есть тому, что задает тон общему цветовому решению, реализующемуся в помещении, тому, что создает в нем определенную атмосферу. Светлый паркет увеличивает пространство и привносит больше света, но паркет темных тонов придает помещению уют и особую теплоту;

2)  по физико-механическим характеристикам. Здесь важна твердость древесины, которая зависит от породы дерева и условий произрастания. По этому признаку различаются несколько классов:

а) мерабу, железное дерево, самшит — I класс (очень твердые);

б) ясень, граб — II класс (твердые);

в) дуб, бук, клен, вяз — III класс (умеренно твердые);

г) береза, осина — IV класс (умеренно мягкие);

д) сосна, кедр, липа — V класс (мягкие).

Важны и такие признаки, как коэффициент на разрыв, показатели по сжатию, изгибу, скалыванию и торцовой твердости.

Породы деревьев, которые идут на изготовление паркета, условно делятся на светлые и темные (некоторые можно отнести к промежуточным). В настоящее время производители предлагают следующие его разновидности:

1.  Дубовый паркет. Относится к самым распространенным, поскольку имеет богатую текстуру, прочен, достаточно тверд и устойчив к влажности. По цвету его относят к промежуточным типам.

2.  Буковый паркет. Он, в отличие от дубового, имеет менее ярко выраженную текстуру, очень прочный, гладкий, входит в группу светлых пород, но гигроскопичный.

3.   Паркет из клена. Обладает изящным рисунком и ровной текстурой, благодаря чему его используют для имитации ценных пород древесины. Отличается твердостью, прочностью, мягкой красотой и относится к светлым породам.

4.  Граб имеет древесину светлого цвета (от серовато-белого до бело-желтого) с великолепными оттенками. Среди его положительных качеств можно отметить твердость, прочность, легкость обработки и устойчивость к истиранию. При соответствующей обработке граб имитирует черное дерево. Однако его древесина тяжелая, часто свилеватая.

5.  Паркет из ясеня отличают высокая плотность, выраженная текстура и твердость, что делает древесину тя-

желой в обработке, но этот материал хорошо гнется (так как является вязким), устойчив к короблению и загниванию. Относится к светлым породам.

6.  Береза — светлая порода (белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком), однородная по плотности, хорошо имитирует ценные породы древесины.

7.  Орех характеризуется как тяжелая, твердая, прочная и красивая по текстуре древесина. Принадлежит к темным породам (цвет красно-бурый, встречаются контрастные прожилки), легко обрабатывается.

Необходимо сказать, что основы технологии укладки паркета практически не изменилась, но процесс изготовления разных его видов значительно механизирован благодаря применению современных инструментов. Кроме того, использование новых вспомогательных материалов позволило существенно облегчить сам процесс укладки паркета.

Профессиональный мастер-паркетчик использует разнообразные инструменты (рис. 11):

Кроме того, при работе понадобятся обычный молоток и зубчатый шпатель.

Горизонтальность подготовленной поверхности проверяется строительным уровнем, который бывает деревянным или металлическим. Составление плана укладки паркета невозможно без рулетки и складного метра. Шнур предназначен для фиксации направления маячной елки. Паркетный молоток и добойник необходимы при больших объемах работ. Отличительной особенностью паркетного молотка является скошенный носок, которым удобно наносить удары по кромкам элементов паркета без при-

менения прокладки, при этом кромки, гребни и пазы не деформируются. Масса молотка составляет 910 г, длина корпуса — 100 мм, сечение — 35 х 35 мм, длина ручки — 305 мм.

Добойник — это инструмент в виде стального стержня диаметром 18 мм и длиной 100 мм. Его рабочая часть, составляющая треть длины, имеет конусообразную форму.

Поскольку паркет часто укладывают на мастики, для их хранения и переноски предназначены специальные емко-

сти. Холодные мастики держат в бачках, а разливают из жестяных леек, после чего разравнивают гребенкой, имеющей следующие размеры: длина ручки — 100 и 95 см, ширина полотна — 40 и 12 см (для большой и малой гребенок соответственно). Зубцы на ее кромке разравнивают мастику, оставляя на нее волнообразный след, благодаря чему состав быстрее твердеет.

При использовании горячей мастики ее нужно длительное время поддерживать нагретой до определенной температуры. Для этой цели как нельзя лучше подходит электротермос, представляющий собой бачок, между двойными стенками которого проложена спираль. Можно воспользоваться и электрованной объемом 15 л. Она представляет собой жестяную емкость для мастики, которая ставится на печь, оборудованную 2 нагревательными элементами.

Горячую мастику разливают черпаком, длинная ручка которого предохраняет от ожогов.

Паркетный пол циклюют, для чего в недоступных для машин местах или при малом объеме работ используют особый инструмент — цикли. Это пластины, стальное лезвие которых загнуто и имеет острую кромку. Для удобства цикля имеет ручку-оправу. Инструмент с длинной ручки применяют при черновой циклевке.

Мы перечислили традиционные инструменты, но их арсенал гораздо шире, поскольку в настоящее время постоянно используется разнообразный электроинструмент — стационарные и портативные циркулярные пилы, электролобзик, электрофрезер, шлифовальные и ленточно-шлифовальные машинки, электрорубанки и др. Некоторые представлены на рис. 12.

Помимо этого, довольно часто сейчас применяются машины для натирки паркета и покрывания его лаком.

Кроме основного материала (штучного паркета, паркетной доски и др.), для укладки паркета требуются клеи, мастики и гвозди. Чаще всего используют мастики, поскольку благодаря им покрытие получается воздухо- и влагонепроницаемым. Однако этот материал не лишен недостатков. Например, следует указать на его токсичность и достаточно короткий срок службы.

Срок службы клеевого покрытия зависит не только от того, не нарушалась ли технология его изготовления, но и от

того, как оно наносится. Для каждого вида паркета предусмотрено использование определенного состава. Качественный клей отличается хорошей адгезией, определенным временем, необходимым для набора прочности, и сроком годности.

Современная строительная индустрия производит большое количество разновидностей клеев. Перечислим наиболее популярные из них:

1.  Дисперсионный клей АДМ-К представляет собой густую массу, которая обладает рядом положительных характеристик, поскольку она пожаробезопасная, нетоксичная и влагоустойчивая. Цвет смеси серый. Материал является экологически чистым, так как производится на водной основе. Характеризуется высокой адгезией к основанию (6–8 Н/мм2). Не рекомендуется применять для укладки паркета из чувствительной к воде древесины (например, из бука). Паркет, уложенный на дисперсионный клей, шлифуют не ранее чем через 1–2 недели, в течение которых он должен окончательно высохнуть. В эту группу входят М2А-720 (клей на основе искусственных смол, в составе практически нет растворителей, совмещается с грунтовкой «Штауфф 170») и UZIN МК-80 S (растворитель в составе отсутствует, предназначается для штучного, мозаичного паркета и паркетной доски).

2.  Этилацетатный клей ПМП-10 — масса серого цвета, по консистенции напоминающая сметану, нетоксичная, водостойкая.

3.  Поливинилацетатный клей (ПВА) — сметанообраз-ная масса белого цвета. Из положительный качеств можно назвать нетоксичность и пожаробезопасность. К отрицательным качествам относится низкая влагостойкость.

4.  Поливинилацетатная гомополимерная дисперсия внешне напоминает ПВА, то есть представляет собой белую сметанообразную смесь. Подразделяется на пластифицированный и непластифицированный виды.

5.  Клей «Лателин», белая вязкая масса, для которой характерны пожаробезопасность и нетоксичность.

6.   Кумаронобутилфенолформальдегидный клей 88-Н — вязкая масса серого цвета с желтоватым оттенком, имеющая однородную консистенцию.