Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум

34) представляет собой основание, на которое наклеены паркетные клепки, квадраты шпона или фанерная облицовочная плита. Второе название щитового паркета — «модульный». Первые полы из паркетных щитов появились в России еще в XVIII веке, поэтому можно сказать, что эта технология относится к разряду старинных.

Толщина современных щитов составляет 22, 25, 28, 30, 32 или 40 мм при допуске ±0,2 мм. Они также различаются по размеру — 400 х 400, 50 х 500, 600 х 600 или 800 х 800 мм (допуск составляет ±0,3 мм). Паркетные клепки, наклеенные на щит, имеют такие параметры: толщина — 4–5 мм, ширина — 20–50 мм, длина — 100–400 мм. Влажность паркетных щитов составляет 9 ±2%.

Основание паркетных щитов неодинаково, по этому признаку их можно классифицировать следующим образом (рис. 35):

1) с рамочным основанием, представляющим собой обвязку, соединенную по углам шипами и клеем, которая

заполнена рейками, вставленными в обвязку прямым несквозным шипом (ПЩ-1);

2) с реечным основанием, покрытым с обеих сторон лущеным шпоном ПЩ-2);

3)  с основанием из ДСП (или цементно-стружечной плиты) марки П-3, отделанной с обеих сторон лущеным шпоном;

4) с основанием из 2 взаимно перпендикулярно склеенных реек (ПЩ-4).

В кромках щитов выбраны пазы под шпонки.

Различаются щиты и по характеру лицевого покрытия, которое может быть в виде паркетных клепок (П), квадратов строганого или лущеного шпона (Ш) либо квадратов из фанерной облицовочной плиты (Ф).

Материал, из которого изготавливаются щиты, также неоднороден. Лицевое покрытие выполняют из дре-

весины бука, дуба, ясеня, клена, карагача, вяза, каштана и др., а рейки и бруски основания — из сосны, ольхи, березы и т. п.

Щитовой паркет укладывают на лаги по предварительно подготовленному основанию. Сами щиты обрабатывают антисептиком с нижней и боковых сторон. В помещении, предназначенном под укладку щитов, поддерживают температуру не менее 5° С при влажности не более 60%.

Настилают щитовой паркет на лаги или сплошное основание. Если оно грунтовое, на нем устанавливают столбики, на которые кладут асептированные лаги. Как и при укладке паркетной доски, под них подкладывают ленточные звукоизоляционные прокладки из мягких ДВП. Лаги устанавливают вдоль длинной стены, а их горизонтальность их проверяют строительным уровнем, прикрепленным к двухметровой рейке.

Лаги размещают так, чтобы расстояние между их осями совпадало с шириной щитов. Перед началом работ щиты сортируют по цвету, рисунку, породе древесины и размеру — на полноразмерные и доборные, то есть предназначенные для укладки в крайних рядах. Далее размечают и устанавливают маячные ряды. Для этого первый щит кладут в углу комнаты и вдоль сопрягающихся стен перпендикулярно друг другу натягивают 2 шнура. При укладке щитов следят, чтобы их кромки стыковались на оси лаг, и соединяют рейками. Если между щитами возникает зазор, их подбивают молотком через деревянную подкладку. Чтобы они легли максимально устойчиво и не прогибались под нагрузкой, доски заполнения щитов ориентируют поперек лаг.

По ходу работы горизонтальность и параллельность настила контролируют шнурами и строительным уровнем с рейкой. После того как щиты будут подогнаны и укладка проверена, их окончательно прибивают гвоздями длиной 50–60 мм под углом в 45° в щечки паза, а шляпку утапливают добойником. Как и в случае с паркетной доской, щиты не прибивают по лицевой стороне.

Поскольку не всегда размеры помещения позволяют уложить только целые паркетные щиты, приходится прибе-

гать к укладке доборных щитов, которые подгоняют по месту. Для обеспечения их прочности рейки и паз покрывают водостойким клеем, а выступивший излишек удаляют тряпкой. В заключение между паркетом и стеной загоняют распорные клинья. Весь порядок работы представлен на рис. 36.

Щитовой паркет укладывают, отступив от стены на 15 мм. Этот забор потом прикрывают плинтусом. Между щитами допускается промежуток не более 0,5 мм, а между покрытием и рейкой — не более 2 мм. По окончании отделочных работ в помещении паркет шлифуют.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРКЕТ

Дворцовые интерьеры немыслимы без художественного паркета. Это особый вид прикладного искусства, поскольку часто полы представляли собой буквально картины из дерева и покрывались особыми лаками, как и ценные музыкальные инструменты. Работа эта тонкая и кропотливая, часто на нее уходили годы, а количество разновидностей используемой древесины исчислялось десятками. Это были не только сорта, произрастающие в данной местности, но и такие экзотические породы древесины, как туя, самшит, палисандр, амарант и др. Такое обилие материала, разнообразного как по цвету, так и по текстуре, позволяло создавать удивительные композиции. А качество покрытия было таким, что ног тысяч людей, прошедших по ним, практически не оставили на них следа.

В настоящее время (впрочем, как и раньше) нельзя сказать, что художественный паркет можно встретить в каждом доме, поскольку эта работа трудоемкая, требует особой тщательности, точности, вкуса и по плечу только высококлассным мастерам. Все это объясняет и высокую стоимость этого напольного покрытия. Но ни в коем случае мы не хотим заставить вас отказаться от него. Если не стоит браться за масштабную работу, то включение отдельных элементов кажется вполне реальным, тем более что всегда необходимо с чего-то начать.

В России впервые художественный паркет упоминается в письменных источниках, относящихся к XVIII веку, и связан с именем Б. Растрелли. Искусство его выполнения развивалось по законам архитектуры и живописи,

но к концу XIX века он претерпел застой и стал просто красивым ремеслом. В настоящее время мы являемся свидетелями возрождения традиций художественного паркета, элементы которого изготавливаются с применением высокотехнологичного оборудования. Укладка же по-прежнему остается тонкой, кропотливой и практически ювелирной работой.

Художественный паркет отличается от обычного тем, что его выполняют, как минимум, из 2 пород древесины, при этом рисунок складывается из разноразмерных элементов. Художественный паркет укладывается на многослойную подоснову и прикрепляется к промежуточному слою из влагостойкой фанеры, который через слой паро- и гидроизоляции фиксируется дюбелями (винтами) к основанию — к цементной стяжке или черному полу.

Лаковое покрытие наносится в 7–9, причем каждый из них шлифуется. Такая технология в конечном счете обеспечивает блеск и некоторую глубину поверхности напольного покрытия.

Художественный паркет выкладывают из штучного паркета или щитов, которые представляют собой своеобразный слоеный пирог (рис. 37).

Щиты бывают квадратными и прямоугольными (в последнем случае стороны соотносятся как 1 : 2) размером 600 х 600, 800 х 800, 1000 х 1000 или 1000 х 500 мм.

В качестве основания используют влагостойкую фанеру, толщина которой равна толщине клепок или тоньше них.

Разработаны специальные приемы, использующиеся при укладке художественного паркета. К ним относятся:

1)  интарсия — живописная композиция, при которой в общий фон, выполненный из основной древесины, вставляются фрагменты, изготовленные из древесины других пород (обычно они отличаются по цвету);

2)  маркетри — геометрическая композиция, рисунок лицевого покрытия которой набирают из отдельных клепок, разнообразных по цвету и текстуре. Клепки, подогнав вплотную друг к другу, наклеивают на основу;

3)  графье — гравировка по дереву, заключающаяся в вырезании узоров на основном фоне в виде тонких желобков, которые затем заполняются волокнами черного дерева.

При выполнении художественного паркета приемы могут сочетаться.

Художественный паркет укладывается такими способами:

1.  В условиях производства элементы рисунка наклеивают на щит под давлением. При укладке их просто подгоняют (в этом состоит основная сложность данного способа) друг к другу и лакируют.

2.   Все элементы художественного паркета (клепки толщиной 15 мм, вставки и пр.) укладывают в соответствии с рисунком прямо на основание.

Декоративными элементами художественного паркета являются бордюры (рис. 38) и розетки (рис. 39).

Первые выполняют из массива дерева на полную глубину. Рисунки для бордюра могут быть простыми геометрическими и сложными. Он выполняет роль фриза композиции, размещенной в центре, может размещаться по периметру комнаты или отделять одно помещение от другого.

Часто выкладывают «паркетный ковер», в центр которого помещают розетку и окаймляют бордюром, выложив его на определенном расстоянии. Розетка может быть одиночной, но выкладывают и несколько розеток одинакового размера.

ОТДЕЛКА ПАРКЕТНОГО ПОЛА

Срок службы паркета может быть значительно продлен, если ответственно отнестись к его финишной отделке, которая включает в себя несколько обязательных процедур — циклевание, шпатлевание, шлифование, грунтование поверхности, натирку или нанесение лака.

С помощью циклевания устраняют волнистость поверхности, дефекты в виде царапин, следов от ударов и других подобных погрешностей, которые возникли в процессе укладки напольного покрытия.

В зависимости от толщины паркета его можно подвергать этой процедуре 3–4 раза. Операция осуществляется вручную или с применением специальной электрической машины (рис. 40).

Циклевание вручную выполняют с помощью специального инструмента — цикли, которая может иметь как

короткую, так и длинную ручку (результат работы с последней обычно хуже, хотя, возможно, все зависит от навыка). Перемещая циклю, снимают стружку вдоль волокон каждой планки. При этом одна полоса должна перекрывать другую. Чтобы работа выполнялась легче, поверхность предварительно увлажняют.

Машинное циклевание осуществляют машиной СО-97, которую перемещают от центра к стена, стараясь, чтобы каждый новый проход накладывался на предыдущий. Если обрабатывается старый паркет, каждую полосу проходят 2 раза в обоих направлениях. При машинном циклевании

некоторые труднодоступные места остаются необработанными, поэтому их циклюют вручную. Дополнительно грубой наждачной шкуркой отделывают углы.

Перед циклеванием независимо от способа (ручного или машинного) шляпки гвоздей должны быть утоплены, если напольное покрытие прикреплялось с их помощью.

После циклевания пол подметают и пылесосят, поскольку лак ляжет качественно только на абсолютно чистую поверхность.

Если между клепками, щитами или досками паркета имеются щели, их обязательно шпатлюют, для чего подбирают подходящую по цвету шпатлевку. При необходимости ее можно приготовить самостоятельно, смешав 4 части опилок с 1 частью лака или клея. Если щели слишком крупные, их заливают заполнителем, а потом шпатлюют, причем необходимо следить, чтобы используемое средство проникало на всю их глубину. После этого такие места обрабатывают мелкозернистой наждачной шкуркой.

Щели глубиной более 5 мм ликвидируют с помощью вставки, которую смазывают клеем и вгоняют киянкой, после чего все шпатлюют и шлифуют.

Часто щели возникают в весьма неудобных местах, например вокруг труб. Для заделки таких углублений используют герметик, которым заполняют дефект и оставляют до полного высыхания, следя за тем, чтобы на него не попала вода.

Нужно сказать, что щели в паркете являются не только результатом некачественной укладки. Причиной этого может стать естественное усыхание древесины. Поэтому очень важно поддерживать в помещении оптимальную влажность.

Зашпатлеванная поверхность готова к шлифованию, которое осуществляется различными машинами, например ленточной, углошлифовальной, плоскошлифовальной или эксцентриковой. Необходимо обладать определенными знаниями относительно того, какую ленту и в каком случае использовать. В первую очередь это определяется состоянием поверхности. Ряд зернистости ленты по DIN 69176 имеет вид: 12, 16, 20, 24, 36, 40, 50, 60, 80, 100, 120, 150, 180, 200 и начинается с наиболее крупного зерна.

Если предполагается шлифовать старый, сильно загрязненный паркет, то для него предназначена крупнозернистая лента (до 36 включительно).

Для нового пола лучше всего подходит лента зернистостью 40–60. Лента с более высокой зернистостью используется после грубого шлифования, чтобы устранить его следы.

Обычно шлифовку рекомендуется начинать с мелкозернистой ленты, которая сгладит все неровности поверхности. Зернистость ленты можно повышать, но нежелательно пропускать более одного значения.

Шлифование осуществляют в 2 взаимно перпендикулярных направлениях, сохраняя угол в 45° относительно волокон древесины. Иногда может потребоваться дополнительный проход по линии света. Завершают шлифование лентой с зерном 100–120.

Для тонкой обработки используют ротационную шлифовальную машину, рабочая плита которой вращается медленно. Во время работы она должна постоянно располагаться плоско.

Чтобы отшлифовать труднодоступные места, применяют электрическую дрель со специальной насадкой, которая представляет собой барабан с абразивной лентой. Но при ее использовании нужно помнить, что при неравномерной нагрузке на насадку глубина обработки может быть разной.

Далее проводят грунтование поверхности напольного покрытия. Эта операция необходима для того, чтобы грунтовка заполнила поры покрытия, что уменьшит расход лака. Данная процедура защитит древесину от составляющих лака, под действием которых покрытие может изменить свой цвет.

Обычно используют нитрогрунтовочный лак НЦ-222, который наносят 1–2 раза. Положив грунтовочный слой поперек текстуры древесины, его продольно растирают. Когда он высохнет, поверхность еще раз шлифуют, добиваясь особой гладкости.

Чтобы сильнее выявить текстуру древесины, обработанную поверхность паркета покрывают морилками, тонирующими лаками и пр.

По окончании всех подготовительных работ осуществляют лакирование паркета, благодаря которому он долго сохраняет свой первоначальный вид. Перед нанесением лака поверхность обезжиривают органическими растворителями. При образовании пятен их удаляют бытовыми отбеливателями, которые в неразбавленном виде наносят на загрязнение и оставляют на несколько минут.







Цены на паркетную доску tarkett купить.